Анализ изменений раздела 10 тк рф

Глава 10 ТК РФ охрана труда – изменения

Анализ изменений раздела 10 тк рф

Минтруд подготовил проект поправок в 10 раздел Трудового кодекса. В статье – к чему нужно подготовиться уже сейчас, что именно изменится в работе специалистов по охране труда после их принятия, к каким трудностям организация должна быть готова и наглядная таблица изменений для скачивания.

Целью нововведений является приоритет профилактики несчастных случаев, а также использование риск-ориентированного подхода.

Для этого Минтруд подготовил семьдесят методов оценки уровня рисков, по которым работодатель обязан будет выявлять профриски и оповещать об этом работников.

Однако пока для проведения оценки профрисков документационное обеспечение в виде НПА не установлено. Методик много, но они сами требуют оценки на эффективность.

Изменятся коренным образом:

1. Требования к специалисту по охране труда в 217 статье ТК РФ.

2. Обязанности работодателя в 212 статье ТК РФ.

3. Порядок расследования несчастных случаев в 227 статье ТК РФ.

Кроме того, вводятся запрет на работу в опасных условиях и ограничения на применение вредных и опасных веществ.

В проекте присутствует тенденция к уменьшению количества специалистов по охране труда за счет улучшения качества их подготовки. Центры оценки квалификации должны отсеять тех специалистов, которые не отвечают требованиям, указанным в профстандарте.

Помимо требований по квалификации в виде наличия диплома о высшем образовании или диплома о профпереподготовке, специалист по ОТ в ЦОК должен продемонстрировать свои реальные навыки по планированию, организации, контролю и совершенствованию управления охраной труда.

Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Корж об изменениях трудового законодательства в 2019 году

Прочитать полный текст интервью Валерия Коржа вы можете в журнале “Справочник специалиста по охране труда”>>>

Таблица изменений 10 Раздела Трудового кодекса

Многие инновации должны вступить в силу поэтапно, например, с 2021, с 2023 года. Поэтапное введение новых требований понадобится, поскольку на сегодняшний день необходимая нормативная база для еще не сформирована, также нет и судебной практики.

Какие новые права и обязанности появятся у работодателя по охране труда

Работодателю изменения в 10 разделе принесут дополнительные обязанности. Если не назначить специалиста по ОТ в компании со штатом до 100 работающих, то функции управления охраной труда должен взять на себя сам работодатель, либо назначенный им работник, либо ИП/организация, включенная в реестр аккредитации Минтруда.

Ранее ИП не могли предоставлять аутсорсинг по ОТ. Теперь индивидуальные предприниматели получат такое право. Чем это обернется для организации, судить рано, но можно предположить, что работа по ОТ будет заключаться только в ведении документации, то есть на бумаге. Один ИП-шник будет брать на себя десяток компаний, заполнять документы и подавать на подпись.

Появится новая обязанность – проводить оценку эффективности СУОТ. Внешняя оценка СУОТ будет направлена на то, чтобы из бумажного Положения сделать действительно работающий документ. На деле все может закончиться обычным договором об оказании услуг. Расходы на охрану труда неуклонно возрастают, как возрастает и количество коммерческих посредников в этой области.

Работодателю разрешат вести документооборот по охране труда в электронном виде, а также дистанционно следить за производством работ, в том числе с помощью видеооборудования (об этом нужно будет уведомить работников).

В этом случае придется вводить системы вендинговой выдачи СИЗ с логинами и паролями, а не заполнять карточку вручную. Электронная подпись также не понадобится.

Работнику необходимо уже во время вводного инструктажа рассказать, по каким нормам, по какому пункту и сколько именно СИЗ он должен получить.

Работодатель должен будет выполнять представления (аналог предписания) от первичного органа профсоюза. При этом, если инициативы от работников на создание профсоюза в организации нет, работодатель вправе не создавать профсоюз или комиссию по ОТ.

Узнайте, как подготовить соглашение по охране труда>>>

Руководитель организации должен знакомить работников не только с правилами внутреннего распорядка, с инструкцией по ОТ, но и с перечнем НПА. Вести реестр НПА с требованиями охраны труда следует с учетом специфики деятельности предприятия. Работникам нужно предоставить доступ к актуальным редакциям нормативных документов из реестра.

Наконец появятся НПА, а не Положение Минэкономразвития, которые установят порядок организации работы с подрядчиком, включающий информирование персонала подрядчика о рисках.

Если по результатам спецоценки работу признают опасной и установят 4 класс условий труда, организацию с такими рабочими местами ожидает приостановление деятельности.

Чтобы возобновить работу предприятия, руководитель должен:

Также потребуется направить работавших в опасных условиях на профессиональную переподготовку по новой для них профессии за счет работодателя.

Еще одна инновация – расследование микротравм. Работодатель обязан вести учет и рассматривать обстоятельства и причины, которые привели к микротравмам – порезам, ушибам, ссадинам.

Микротравмы бывают экзогенными – возникают из-за механического воздействия, а также эндогенными – происходят из-за физической перегрузки связок мышц и т.п. Комиссия должна будет расследовать, какие причины привели к микротравме, выяснить, какие меры нужно предпринять, чтобы исключить повторение травмоопасной ситуации.

Подсластить горькую пилюлю призвано еще одно грядущее изменение в главе 10 ТК РФ. Если работодатель впервые совершил правонарушение, и оно не связано с угрозой причинения вреда и жизни здоровью, он получит не денежный штраф, а отделается лишь предупреждением.

К причиняющим вред относятся следующие нарушения: работодатель не выдал СИЗ, не провел обучение по ОТ, не провел медосмотр, не провел испытания, частичные и полные технические освидетельствования зданий и сооружений, машин и оборудования.

Не причинят вред:

  • несвоевременное ознакомление с картами СОУТ или с календарным планом медосмотра;
  • задержка с отправкой декларации о СУОТ в государственную трудовую инспекцию.

За такие «мелкие» правонарушения, совершенные впервые, административный штраф может быть не назначен. Однако если работодатель является «рецидивистом» по этим нарушениям, отделаться предупреждением он уже не сможет.

Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Что нужно сделать уже сейчас

На данный момент на предприятии необходимо провести оценку рисков, тем более, что ГИТ уже начала штрафовать за ее отсутствие. Как оценить риски в организации, читайте в статье: Оценка профессиональных рисков >>

Постепенно уменьшать количество рабочих мест с опасными условиями труда. Сделать это можно с помощью закупки более безопасного современного оборудования и внедрения использования наилучших доступных технологий на предприятии.

Можно понемногу вводить на предприятии регистрацию микротравм. Это поможет приучать сотрудников к мысли, что незначительные повреждения тоже опасны, и там где в первый раз работник слегка ударился головой, во второй он может получить сотрясение мозга.

Также можно подготовить необходимы сервисы для ведения документаоборота в электронном виде.

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103659-18-m7-glava-10-tk-rf-proekt-izmeneniy-2018

К 10-летию действия трудового кодекса российской федерации

Анализ изменений раздела 10 тк рф

(Гусов К. Н.) («Законы России: опыт, анализ, практика», 2012, N 10)

К 10-ЛЕТИЮ ДЕЙСТВИЯ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

К. Н. ГУСОВ

Гусов Кантемир Николаевич, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина, заслуженный деятель науки РФ, академик РАСН.

В статье раскрывается приоритетное место Трудового кодекса РФ в системе федерального законодательства. Рассмотрена история его создания и развития. Отдельные вопросы посвящены совершенствованию Трудового кодекса РФ, внесению дополнений и изменений, соответствующих объективным жизненным требованиям.

Ключевые слова: Трудовой кодекс РФ, дифференциация правового регулирования, изменения в Трудовом кодексе РФ, регулирование труда отдельных категорий работников.

On the 10-th anniversary of the Labor code of the Russian Federation K. N. Gusov

Gusov Kantemir Nikolaevitch, doctor of laws, professor, head of the labor and social security law Department of Kutafin Moscow state law Academy, honored science officer of the Russian Federation, academician of Russian Association for the Advancement of Science.

The article is concerned with the priority of the Labor code of the Russian Federation in the federal legislation system; the history of its creation and development. Several questions on improving and amending the Labor code of the Russian Federation to correspond to Russian reality are analyzed as well.

Key words: the Labor code of the Russian Federation, differentiation of legal regulation, amendments to the Labor code of the Russian Federation, several categories of workers’ working process regulation.

Среди федеральных законов основополагающим после Конституции РФ является Трудовой кодекс РФ, принятый 21 декабря 2001 г., подписанный Президентом 30 декабря 2001 г. и вступивший в силу 1 февраля 2002 г. Он является базовым кодифицированным источником российского трудового права.

Структура Трудового кодекса РФ на сегодняшний день такова: он состоит из 6 частей, 14 разделов, 64 глав. В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ трудовые и иные, непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, и в первую очередь Трудовым кодексом, иными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Трудовой кодекс определяет понятие трудового законодательства, которое состоит только из действующих федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации. Важное значение для правильного применения ТК имеют Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г.

N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» , Постановление Конституционного Суда РФ от 15 марта 2005 г.

N 3-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 Трудового кодекса РФ и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» в связи с запросами Волховского городского суда Ленинградской области, Октябрьского районного суда города Ставрополя и жалобами ряда граждан» . ——————————— Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 6. Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. N 3.

Действующий Трудовой кодекс РФ закрепляет важнейшие положения правового регулирования труда, детально регулирует отношения, возникающие в сфере труда между работодателем и работником, имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, федеральные законы должны соответствовать Трудовому кодексу РФ, это обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и иные связанные с ними отношения.

Следует отметить, что Трудовой кодекс РФ устанавливает механизм, который гарантирует его приоритет, а в случае противоречия между Трудовым кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК РФ.

Если вновь принятый федеральный закон содержит нормы трудового права, противоречащие ТК РФ, этот федеральный закон применяется при условии соответствующих изменений в Трудовом кодексе РФ. Законодатель в Трудовом кодексе РФ в ст. 1 четко сформулировал цели и задачи трудового законодательства.

Необходимо отметить, что действующий ТК РФ содержит много новаций, способствующих развитию эффективного рынка труда, защите прав и интересов как работников, так и работодателей. Одним из принципиальных вопросов, решенных в Кодексе, является вопрос о сфере действия трудового законодательства. Так, впервые в ст.

1 четко обозначен круг общественных отношений, составляющий предмет трудового права как отрасли права. В ст. 2 сформулированы 19 основных отраслевых принципов трудового права, подчеркивается запрещение дискриминации в сфере труда, а также принудительного труда и ряд других новаций. С момента введения в действие в Трудовой кодекс неоднократно были внесены изменения.

Следует отметить, что не все они однозначны. Одни имеют важное значение для реализации трудовых прав работников. Например, к ним можно отнести изменения, внесенные Федеральным законом от 30 июня 2006 г.

N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» : 2/3 статей ТК РФ получили новую редакцию. Федеральным законом от 28 февраля 2008 г.

N 13-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» Трудовой кодекс РФ дополнен гл. 54.1 «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров». В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 239-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ст. 24) на спортсменов распространяются нормы трудового законодательства. Ряд статей гл. 54.1 ТК РФ подверглись изменениям в 2011 г. Федеральным законом от 22 ноября 2011 г. N 334-ФЗ существенные изменения внесены в гл. 61 ТК РФ, направленные на совершенствование порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров. ——————————— СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2878. СЗ РФ. 2008. N 9. Ст. 812. СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242. СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6735.

Одной из новелл Трудового кодекса РФ является выделение особенностей регулирования труда отдельных категорий работников в самостоятельную IV часть. Особенности регулирования труда — это нормы, частично ограничивающие применение общих норм по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные права.

При этом законодателем учитываются основания и порядок установления особенностей регулирования труда. Следовательно, включение в Трудовой кодекс РФ раздела XII, посвященного особенностям правового регулирования труда отдельных категорий работников, следует признать позитивным явлением для российского трудового законодательства.

Однако в первоначальный текст раздела XII ТК РФ не были включены все категории работников, труд которых имеет свою специфику и, как следствие, особенности в его правовом регулировании. В российском трудовом праве дифференциация правового регулирования труда проводится в определенных целях.

Она необходима для того, чтобы обеспечить этим работникам равные возможности, условия осуществления права на свободу труда наравне с другими работниками. Специальные нормы могут быть трех видов: нормы-дополнения, нормы-изъятия и нормы-приспособления.

Необходимо отметить, что законодатель в данном разделе избирает не один критерий, а несколько: субъектный, отраслевой, срок, сезон, территорию и т. д.

Указанный раздел XII Трудового кодекса не может являться самостоятельным институтом, так как в нем сосредоточены специальные нормы дифференциации трудового права определенных категорий работников, которые в отрыве от общих норм не могут образовать самостоятельный институт трудового права. В этой связи следует признать позитивными изменения, внесенные в ноябре 2011 г.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 353 в Трудовой кодекс РФ введена гл. 51.1 «Особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах». Данная глава устанавливает особенности работников, непосредственно осуществляющих добычу полезных ископаемых подземным способом, работников, занятых на работах по строительству, эксплуатации подземных сооружений, на аварийных спасательных работах, указанных сооружений, кроме подземных сооружений, строительство которых осуществляется открытым способом, за исключением работников, занятых на работах по эксплуатации метрополитена. ——————————— СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7031.

Позитивно отмечая совершенствование норм Трудового кодекса РФ, необходимо отметить, что он по-прежнему содержит ряд пробелов и неточностей, на которые следует обратить внимание законодателя. Во-первых, терминологический аппарат ТК РФ требует совершенствования.

Во-вторых, в Кодексе не в полной мере нашла должное отражение реально существующая в настоящее время дифференциация условий труда (дистанционный труд, заемный труд и т. д.). В-третьих, остались неурегулированными должным образом вопросы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, оплаты труда, охраны труда и некоторые другие.

В ближайшее время Государственная Дума рассмотрит новый пакет изменений действующего Трудового кодекса РФ.

——————————————————————

Источник: http://www.center-bereg.ru/n618.html

Изменения законодательства ТК и ЕТН

Анализ изменений раздела 10 тк рф

/ Журнал охраны труда / Законодательство / Изменения законодательства ТК и ЕТН

Краткая справка по планируемым изменениям в законодательстве по охране труда.

  1. В 2019 году планируется принять проект Единых типовых норм (ЕТН) выдачи спецодежды и СИЗ на основе риск-ориентированного подхода.
  2. На сегодняшний день проекта и текста документа ЕТН для обсуждения в открытых источниках нет. Информации на сайтах Минтруда и ВНИИ Труда Минтруда РФ о готовности данного документа нет. Введение в действие новых норм запланировано до 2023 года. Изменения текущих типовых отраслевых норм будут проводиться в прежнем порядке. Действующие типовые отраслевые нормы будут оставаться в силе до 2023 года.
  3. В 2019 году на заседание Госдумы планировалось предоставить на обсуждение изменения в 10 главу ТК РФ (Охрана труда) и  проект Единых типовых норм.

Представленная ниже информация получена из открытых источников и публикаций в Интернет. Все планируемые изменения озвучены представителями Минтруда только устно, на различных совещаниях и мероприятиях. Официально опубликованных документов об изменениях законодательства в сфере охраны труда, каких-либо проектов законов и норм нигде не опубликовано.

Текущая ситуация по данным из открытых источников

  1. Глава 10 ТК РФ, посвященная охране труда, в настоящее время пересматривается. Основным изменением станет внедрение базового принципа предупреждения и профилактики, основанного на постоянном выявлении опасностей на рабочих местах, их анализе и устранении. Основные изменения касаются обязанностей работодателя, плюсы – повышение уровня квалификации специалиста ОТ, введение понятия «микротравм» и обязанностей по расследованию легких случаев травматизма.
  1. Для перехода на риск-ориентированный подход необходима разработка оценочных инструментов. Единственный инструмент, действующий сегодня – это специальная оценка условий труда (СОУТ), которую нельзя назвать объективной. Эта методика не учитывает большинства производственных рисков и условий труда, предусматривающих использование специальной обуви для защиты от этих рисков.
  2. Проект Единых норм выдачи СИЗ на основе рисков взамен Типовых отраслевых норм готовит НИИ Охраны труда Минтруда РФ. Работа над проектом продолжится в 2019 году. Замена Типовых отраслевых норм и переход на Единые нормы выдачи СИЗ запланированы на период с 2019 по 2023 год.

Госдума решит вопрос об отраслевых нормах выдачи СИЗ будущей весной. Такое заявление прозвучало на Всероссийском совещании по вопросам обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в Новом Уренгое.

Как разъяснили специалисты, на данный момент типовые отраслевые нормы выдачи СИЗ базируются на списочном подходе. После внесения изменения в Трудовой кодекс вопросы индивидуальной защиты будут решаться в соответствии с условиями труда конкретной организации. Такую норму депутаты намерены принять в весеннюю сессию.

«Новые типовые нормы обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты позволят работодателю самостоятельно выбирать средства индивидуальной защиты из общего перечня в зависимости от условий труда на рабочем месте и от вида опасности», – заявила начальник отдела стандартов безопасности труда Минтруда Ольга Марюха.

Переход на новые нормы обеспечения безопасности труда будет постепенным и займет пять лет.

«На сегодняшний день мы имеем 66 типовых отраслевых норм выдачи средств индивидуальной защиты.

Для того чтобы нашему работодателю суметь перейти на абсолютно новый подход к выдаче средств индивидуальной защиты, мы даём ему переходный период до 2023 года.

За это время работодатель сможет перестроиться без каких-либо последствий и на производстве с отраслевых норм выдачи на единый подход», – отметила Марюха.

Более детальная информация из различных источников

25.10.2018

25 октября в г. Новый Уренгой состоялось Всероссийское совещание по вопросам обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

Минтрудом были презентованы планируемые поправки в X раздел ТК РФ (Охрана труда). Раздел ждет новая структура и содержание.

На стадии разработки находятся Единые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ работникам всех отраслей экономики, которые придут на смену 66 Типовым нормам бесплатной выдачи СИЗ.

Планируется, что проектом Единых типовых норм выдачи (ЕТН) спецодежды будет предусмотрена выдача СИЗ в зависимости от:

  • воздействия вредных производственных факторов, превышающих установленные нормативы (шум, вибрация, ионизирующие излучения, химический фактор, биологический фактор и пр.);
  • наличия видов работ, связанных с производственными рисками травмирования работника (опасности: механические, опасности падения с высоты, в том числе из-за отсутствия ограждения, из-за обрыва троса, в котлован, в шахту при подъеме или спуске при нештатной ситуации, опасность затягивания в подвижные части машин и механизмов и пр.);
  • влияния внешних климатических условий (пониженная/ повышенная температура воздуха);
  • характера внешнего загрязнения (дерматологические СИЗ)

Работодатель получит возможность самостоятельно выбирать СИЗ на основании выявленных в результате оценки условий труда вредных факторов, рисков, вида работ, а также типа защиты и группы/подгруппы защиты в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011.

Источник: https://www.mo-yamal.ru/novosti/8263

27.11.2018

С целью изменения подходов к управлению в сфере охраны труда Минтрудом России во взаимодействии с объедениями работодателей и профсоюзов подготовлен проект федерального закона, предусматривающий новую редакцию 10 главы Трудового кодекса, посвященного вопросам охраны труда.

Главные цели законопроекта – повышение эффективности профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, усиление динамики сокращения группового, тяжелого и смертельного травматизма, повышение уровня культуры безопасного труда.

Основные изменения, которые предполагаются законопроектом:

  • внедрение базового принципа предупреждения и профилактики, основанного на постоянном выявлении опасностей на рабочих местах, их анализе и устранении этих опасностей для улучшения условий труда:
  • личное участие работников в обеспечении безопасных условий труда на своих рабочих местах;
  • право работника на получение информации об условиях труда на своем рабочем месте и всех существующих рисках, а также о принимаемых работодателям мерах по обеспечению безопасного труда;
  • введение учета микротравм, полученных работниками, и анализ их причин;
  • регулирование вопроса обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
  • введение запрета на работу в условиях труда, которым по результатам СОУТ установлен 4-й класс опасности (опасные условия труда);
  • внедрение института самостоятельной оценки работодателем соблюдения требований трудового законодательства, которая будет проводиться по заранее сформированному Рострудом перечню вопросов.

Источник: https://rosmintrud.ru/labour/safety/292

Что изменится в работе службы охраны труда согласно новой редакции 10 Раздела Трудового кодекса

Целью нововведений является приоритет профилактики несчастных случаев, а также использование риск-ориентированного подхода.

Для этого Минтруд подготовил семьдесят методов оценки уровня рисков, по которым работодатель обязан будет выявлять профриски и оповещать об этом работников.

Однако пока для проведения оценки профрисков документационное обеспечение в виде НПА не установлено. Методик много, но они сами требуют оценки на эффективность.

Изменятся коренным образом:

1. Требования к специалисту по охране труда в 217 статье ТК РФ.

2. Обязанности работодателя в 212 статье ТК РФ.

3. Порядок расследования несчастных случаев в 227 статье ТК РФ.

Кроме того, вводятся запрет на работу в опасных условиях и ограничения на применение вредных и опасных веществ. В проекте присутствует тенденция к уменьшению количества специалистов по охране труда за счет улучшения качества их подготовки.

Центры оценки квалификации должны отсеять тех специалистов, которые не отвечают требованиям, указанным в профстандарте.

Помимо требований по квалификации в виде наличия диплома о высшем образовании или диплома о профпереподготовке, специалист по ОТ в ЦОК должен продемонстрировать свои реальные навыки по планированию, организации, контролю и совершенствованию управления охраной труда.

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103659-18-m7-glava-10-tk-rf-proekt-izmeneniy-2018#acor-2

Таблица изменений 10 Раздела Трудового кодекса

Что планируетсяКак сейчасЧем грозит
Должность специалиста по охране труда будет включаться в штатное расписание только при численности штата свыше 100 работающих.В нынешней редакции 217 статьи ТК РФ должность специалиста вводится при численности работающих 50 и более.Минус – ухудшение ситуации по ОТ в небольших организациях.
Помимо соответствия профстандарту, работодатель будет обязан провести независимую оценку квалификации специалиста по ОТ с 2021 года.Оценка не обязательна. Нормативной базы для проведения независимой оценки нет, центры оценки еще не созданы.Плюс – повышение уровня подготовки специалистов по ОТ.
Вводится расследование микротравм.Расследовались только НС, повлекшие за собой хотя бы один день нетрудоспособности, подтвержденный бюллетенем.Минус – возрастающая нагрузка на специалиста по ОТ, на комиссию по расследованию.
Электронный документооборот (ЭДО) по ОТ.Собственноручные подписи работников в ознакомлении с локальными нормативными актами, ведение журналов, личных карточек, нарядов-допусков в бумажной форме.Возможность фальсифицирования соблюдений требований по ознакомлению с условиями труда работников возрастает в несколько раз.
Запрет на работу в опасных условиях.Работа в опасных условиях допустима при условии предоставления работникам компенсаций.Приостановление деятельности предприятия.
Вводятся ограничения на применение вредных и опасных веществ.Вводятся ограничения на применение вредных и опасных веществ. Работы проводятся по наряду-допуску с учетом требований безопасности.Применяемые вредные и опасные вещества придется подвергнуть токсикологической, санитарно-гигиенической, медико-биологической оценке и зарегистрировать.
Облегчается процесс увольнения работника за нарушение требований охраны труда.Факт нарушения сможет установить не только комиссия или уполномоченный по ОТ, но и другие представители работодателя.

Какие новые права и обязанности появятся у работодателя по охране труда

Работодателю изменения в 10 разделе принесут дополнительные обязанности. Если не назначить специалиста по ОТ в компании со штатом до 100 работающих, то функции управления охраной труда должен взять на себя сам работодатель, либо назначенный им работник, либо ИП/организация, включенная в реестр аккредитации Минтруда.

Ранее ИП не могли предоставлять аутсорсинг по ОТ. Теперь индивидуальные предприниматели получат такое право. Чем это обернется для организации, судить рано, но можно предположить, что работа по ОТ будет заключаться только в ведении документации, то есть на бумаге.

Один ИП-шник будет брать на себя десяток компаний, заполнять документы и подавать на подпись. Появится новая обязанность – проводить оценку эффективности СОУТ. Внешняя оценка СОУТ будет направлена на то, чтобы из бумажного Положения сделать действительно работающий документ. На деле все может закончиться обычным договором об оказании услуг.

Расходы на охрану труда неуклонно возрастают, как возрастает и количество коммерческих посредников в этой области.

Еще одна инновация – расследование микротравм. Работодатель обязан вести учет и рассматривать обстоятельства и причины, которые привели к микротравмам – порезам, ушибам, ссадинам.

Микротравмы бывают экзогенными – возникают из-за механического воздействия, а также эндогенными – происходят из-за физической перегрузки связок мышц и т.п.

Комиссия должна будет расследовать, какие причины привели к микротравме, выяснить, какие меры нужно предпринять, чтобы исключить повторение травмоопасной ситуации.

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103659-18-m7-glava-10-tk-rf-proekt-izmeneniy-2018#acor-2

19.06.2018

В.А.

Корж сообщил о том, что Минтруд России готовит новый порядок обеспечения СИЗ, который предполагает отмену типовых норм в действующей редакции, определение норм выдачи СИЗ по наличию вредных факторов и опасностей на каждом рабочем месте, причем опасностей не только связанных с технологией, с производством, но и связанных с внешними климатическими факторами, с загрязнениями и так далее. Проект типовых норм СИЗ будет вынесен на обсуждение профессионального сообщества и скорректирован с учетом результатов обсуждения. Обозначил ориентировочные сроки подготовки проекта новых типовых норм – это август 2018 года, принятие планируется на 2019 год, кроме того, планируется большой переходный период до 5 лет.

В.А.

Корж пояснил, что, несмотря на подготовку новых изменений, работу над актуализацией действующих норм СИЗ нужно продолжать, исключать устаревшие, не действующие положения и нормативы, а также учитывать изменившиеся условия и появление на рынке современных средств защиты.

В ТПП РФ обсудили изменения и дополнения в проект, касающийся норм выдачи средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности

Источник: http://moderam.ru/vopros-ekspertu/zakonodatelstvo/izmeneniya-zakonodatelstva-tk-i-etn.html

Митруд предложил новую редакцию раздела об охране труда Трудового кодекса РФ

Анализ изменений раздела 10 тк рф

07.09.2018

Минтруд России предложил для общественного обсуждения проект Федерального закона “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)” ( ID проекта – 00/03-22750/01-15/28-13-4).

Предложено добавить работодателям новые права, в частности требовать от работников исполнения требований охраны труда, а также право проводить самостоятельную оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самоконтроль).

Обязанности работодателя, установленные ч. 2 ст. 22 ТК РФ, дополнят:

“уведомлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (его территориальные органы – государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации) о принятии мер по обеспечению соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, указанных в выданном в установленном порядке предостережении о недопустимости нарушения таких требований”.

Предусмотрены и изменения некоторых других статей Кодекса. А вот раздел «X. Охрана труда» предложено полностью изложить в новой редакции.

В пояснительной записке к законопроекту отмечено:

«…Предлагаемые законопроектом изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации подготовлены с учетом результатов правоприменительной практики трудового законодательства и направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда, обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве, развитие системы надзора за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с правилами юридической техники законопроектом наряду

с изменениями в отдельные статьи Трудового кодекса Российской Федерации предусматривается изложение раздела X “Охрана труда” в новой редакции.

В новой редакции раздела X “Охрана труда” Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены следующие главы:

“Общие положения”;

“Государственное управление охраной труда”;

“Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда”;

“Управление охраной труда у работодателя”;

“Требования охраны труда к производственным объектам и средствам производства”;

“Расследование, оформление (рассмотрение) и учет микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, несчастных случаев”.

Изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривают:

– структурирование основных процедур управления охраной труда

у работодателя с уточнением прав и обязанностей субъектов трудовых отношений,

а также порядка деятельности созданных у работодателя службы и комитета (комиссии) по охране труда при осуществлении управления охраной труда;

– повышение уровня защиты прав работников на труд в условиях,

отвечающих требованиям охраны труда, посредством установления запрета

на работу в опасных условиях труда;

– внедрение управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда;

– модернизацию существующего подхода в реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления средств индивидуальной защиты

в зависимости от наименования профессии (должности) занятого на конкретном рабочем месте работника (списочный подход), к обеспечению средствами индивидуальной защиты в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов;

– совершенствование процедуры расследования и учета несчастных случаев

на производстве с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм)…»

Публичное обсуждение законопроекта продлится с 4 по 13 сентября 2018 года.

Рекомендуем:
Журнал “Кадровик-практик”Наш телефон: 8(8442)989899, 8-917-338-98-99

5912

Источник: https://www.kadrovik-praktik.ru/novosti_trudovogo_zakonodatelstva/mitrud_predlozhil_novuyu_redaktsiyu_razdela_ob_okhrane_truda_trudovogo_kodeksa_rf/

Трудовой кодекс РФ 2019

Анализ изменений раздела 10 тк рф

Когда гражданин заключает с работодателем трудовой договор, он вступает с ним в трудовые отношения. Эти отношения полностью регулируются Трудовым Кодексом и подзаконными ему нормативными актами. ТК РФ – это кодифицированный закон о труде, имеющий высшую силу.

Чем полезен трудовой кодекс

Каждый человек, трудоустраиваясь на работу, должен знать какие у него права, и какие есть обязанности у работодателя. К сожалению, некоторые работники считают, что против начальства не найдётся управы, и спокойно терпят нарушения своих трудовых прав.

Делать этого нельзя ни в коем случае!
Ниже будут приведены наиболее «популярные» нарушения действующего трудового законодательства, которые допускает работодатель, но которые обязательно должен знать каждый работник, чтобы защитить свои права.

К таковым относятся:

  • Нарушения при найме. Работодатель не имеет права брать на работу без трудового договора. Если он предлагает это, то не стоит с ним связываться.
  • Нарушения при увольнении. Нередко работодатель грозится «уволить в один день без выходного пособия»
  • Дискриминация. Бывает и так, что начальство не повышает работника или ущемляет его права
  • Отсутствие необходимых локальных нормативных актов. С каждым актом, касающимся трудовых отношений, работник должен быть ознакомлен под роспись
  • Штрафы, удержания и незаконное снижение зарплаты
  • Вмешательство в личную жизнь работника

Каждый работник должен знать, что имеет право на самозащиту своих трудовых прав. Если он считает, что работодатель и начальство нарушают нормы ТК РФ, он имеет право обратиться с жалобой в следующие надзорные инстанции:

  • федеральную инспекцию по труду. Её территориальные отделения есть во всех крупных городах России
  • в прокуратуру
  • в суд.

За нарушение норм ТК РФ работодателю грозят серьёзные штрафы. Их суммы зависят от тяжести правонарушения и кратности его совершения. Если работодатель постоянно «наступает на одни и те же грабли», то ему не избежать высоких штрафов и реального срока тюремного заключения (за некоторые правонарушения).

трудового кодекса

Главный закон о труде состоит из 6 частей, в каждой из которых есть несколько разделов. Каждый раздел включается в себя определённое количество глав, а каждая глава – определённое количество статей. Это:

Раздел 1. Состоит из 2-ёх глав, описывающих общие положения применения данного закона в области трудового права. Данный раздел включает в себя статьи 1 – 22.

Раздел 2 состоит из 7 глав – с 3 по 9 включительно. Данный раздел посвящён социальному партнёрству в сфере труда.

Раздел 3 состоит из глав с 10 по 14 включительно. Ст. 56 – 90 данного раздела посвящены главному документы трудовых отношений – трудовому договору.

Раздел 4 состоит из 2-ух глав – 15 и 16. Ст. 91 – 105 ТК РФ посвящены рабочему времени

Раздел 5 состоит из 3-ёх глав – с 17 по 19. В ст. 106 – 128 ТК РФ говорится о времени отдыха наёмного персонала.

Целая глава 19 раздела 5 ТК РФ посвящена только отпускам. В статьях этой главы подробно расписан каждый отпуск, порядок и его предоставления и законные права работников на тот или иной отпуск.

Раздел 6 состоит из 3-ёх глав – с 20 по 22. В ст. 129 – 163 ТК РФ говорится о том, что такое нормирование труда и как происходит оплата.

Раздел 7 состоит из 6 глав – 23 – 28. В ст. 164 – 188 ТК РФ говорится гарантиях и компенсациях, которые положены таким работникам.

Раздел 8 состоит из 2-ух глав. В нём описывается распорядок дня, а также дисциплина труда. В ст. 189 – 195 ТК РФ приведены основные положения, касающиеся этих 2-ух понятий, а также виды ответственности, к которым может быть привлечены стороны трудовых отношений за нарушения распорядка и дисциплины.

В разделе 9 описываются положения, при которых происходит переподготовка работников, приведены нормы профессиональных стандартов

В ст. 209 – 231 раздела 10 говорится об охране труда, о требованиях и её организации; в разделе 11 говорится о материальной ответственности работника и работодателя друг перед другом, а также об основаниях к привлечению и последующих последствиях.

Самый объёмный – это раздел 12 ТК РФ. В ст. 251 – 351. 5 ТК РФ говорится об особенностях регулирования труда различных категорий работников.

В разделе 13 говорится о защите трудовых прав работников как самостоятельно, так и с помощью государственных надзорных органов.

Раздел 14 – это заключительные положения.

Заключение

Соблюдение норм Трудового Кодекса обязательно как для работодателя, так и для работника. Если обе стороны трудовых отношений будут пренебрегать обязанностями по отношению друг к другу, то их можно привлечь к ответственности.

Раздел 1 — Общие положения

  • Глава 1 ТК РФ — Основные начала трудового законодательства
    • Статья 1 ТК РФ — Цели и задачи трудового законодательства
    • Статья 2 ТК РФ — Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
    • Статья 3 ТК РФ — Запрещение дискриминации в сфере труда
    • Статья 4 ТК РФ — Запрещение принудительного труда
    • Статья 5 ТК РФ — Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права
    • Статья 6 ТК РФ — Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
    • Статья 7 ТК РФ — Утратила силу
    • Статья 8 ТК РФ — Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права
    • Статья 9 ТК РФ — Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке
    • Статья 10 ТК РФ — Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права
    • Статья 11 ТК РФ — Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
    • Статья 12 ТК РФ — Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени
    • Статья 13 ТК РФ — Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве
    • Статья 14 ТК РФ — Исчисление сроков

Раздел 6 — Оплата и нормирование труда

  • Глава 21 ТК РФ — Заработная плата
    • Статья 133 ТК РФ — Установление минимального размера оплаты труда
    • Статья 133.

      1 ТК РФ — Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации

    • Статья 134 ТК РФ — Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы
    • Статья 135 ТК РФ — Установление заработной платы
    • Статья 136 ТК РФ — Порядок, место и сроки выплаты заработной платы
    • Статья 137 ТК РФ — Ограничение удержаний из заработной платы
    • Статья 138 ТК РФ — Ограничение размера удержаний из заработной платы
    • Статья 139 ТК РФ — Исчисление средней заработной платы
    • Статья 140 ТК РФ — Сроки расчета при увольнении
    • Статья 141 ТК РФ — Выдача заработной платы, не полученной ко дню смерти работника
    • Статья 142 ТК РФ — Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику
    • Статья 143 ТК РФ — Тарифные системы оплаты труда
    • Статья 144 ТК РФ — Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений
    • Статья 145 ТК РФ — Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров
    • Статья 146 ТК РФ — Оплата труда в особых условиях
    • Статья 147 ТК РФ — Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда
    • Статья 148 ТК РФ — Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями
    • Статья 149 ТК РФ — Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных
    • Статья 150 ТК РФ — Оплата труда при выполнении работ различной квалификации
    • Статья 151 ТК РФ — Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором
    • Статья 152 ТК РФ — Оплата сверхурочной работы
    • Статья 153 ТК РФ — Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни
    • Статья 154 ТК РФ — Оплата труда в ночное время
    • Статья 155 ТК РФ — Оплата труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей
    • Статья 156 ТК РФ — Оплата труда при изготовлении продукции, оказавшейся браком
    • Статья 157 ТК РФ — Оплата времени простоя
    • Статья 158 ТК РФ — Оплата труда при освоении новых производств (продукции)

Раздел 7 — Гарантии и компенсации

  • Глава 26 ТК РФ — Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением
    • Статья 173 ТК РФ — Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения
    • Статья 173.

      1 ТК РФ — Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации

    • Статья 174 ТК РФ — Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения
    • Статья 175 ТК РФ — Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования
    • Статья 176 ТК РФ — Гарантии и компенсации работникам, получающим основное общее образование или среднее общее образование по очно-заочной форме обучения
    • Статья 177 ТК РФ — Порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования

Раздел 12 — Особенности регулирования труда

  • Глава 41 ТК РФ — Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями
    • Статья 253 ТК РФ — Работы, на которых ограничивается применение труда женщин
    • Статья 254 ТК РФ — Перевод на другую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет
    • Статья 255 ТК РФ — Отпуска по беременности и родам
    • Статья 256 ТК РФ — Отпуска по уходу за ребенком
    • Статья 257 ТК РФ — Отпуска работникам, усыновившим ребенка
    • Статья 258 ТК РФ — Перерывы для кормления ребенка
    • Статья 259 ТК РФ — Гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни
    • Статья 260 ТК РФ — Гарантии женщинам в связи с беременностью и родами при установлении очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков
    • Статья 261 ТК РФ — Гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора
    • Статья 262 ТК РФ — Дополнительные выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, и женщинам, работающим в сельской местности
    • Статья 262.1 ТК РФ — Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков лицам, воспитывающим детей-инвалидов
    • Статья 262.2 ТК РФ — Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков работникам, имеющим трех и более детей
    • Статья 263 ТК РФ — Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы лицам, осуществляющим уход за детьми
    • Статья 264 ТК РФ — Гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без матери
  • Глава 55 ТК РФ — Особенности регулирования труда других категорий работников
    • Статья 349 ТК РФ — Регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена вое
    • Статья 349.1 ТК РФ — Особенности регулирования труда работников государственных корпораций, государственных компаний
    • Статья 349.2 ТК РФ — Особенности регулирования труда работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Ф
    • Статья 349.3 ТК РФ — Ограничение размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников
    • Статья 349.4 ТК РФ — Особенности регулирования труда отдельных категорий работников кредитных организаций
    • Статья 349.5 ТК РФ — Размещение информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров организаций в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”
    • Статья 350 ТК РФ — Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников
    • Статья 351 ТК РФ — Регулирование труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) испо
    • Статья 351.1 ТК РФ — Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-ю
    • Статья 351.2 ТК РФ — Исключена
    • Статья 351.3 ТК РФ — Некоторые особенности регулирования труда работников в сфере проведения специальной оценки условий труда
    • Статья 351.4 ТК РФ — Дополнительные основания прекращения трудового договора с помощником, работником нотариуса
    • Статья 351.5 ТК РФ — Особенности трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов территории опережающего социально-экономического развития

Раздел 14 — Заключительные положения

Бесплатная консультация юриста по телефону: Москва и область: +7 (499) 450-83-88 Санкт-Петербург и область: +7 (812) 509-67-15 Все регионы: +8 (800) 222-90-76 Задать вопрос онлайн

Источник: https://trudinspection.ru/kodeks.html

Юрист Макаров
Добавить комментарий