Чем отличается безвозмездное пользование от оперативного управления

Безвозмездное пользование: регулирование, порядок, ответственность | Правоведус

Чем отличается безвозмездное пользование от оперативного управления

Безвозмездное пользование объектами недвижимого имущества является отдельным правовым институтом, регламентированным ГК РФ.

О том, кто и на каких основаниях приобретает право безвозмездного пользования, как правильно составить договор безвозмездного пользования жилым или нежилым помещением для физических и юридических лиц – читайте в нашей статье.

Передача имущества в безвозмездное пользование на сегодняшний день ситуация довольно распространенная. Предметом договора о безвозмездном пользовании может выступать, как движимое, так и недвижимое имущество.

принадлежащее на правах собственности государству, муниципальным организациям, коммерческим предприятиям или физическим лицам. Так или иначе, российское законодательство предусматривает правовую ответственность за соблюдение требований правовых актов и норм.

Безвозмездное пользование помещениями и земельными участками, принадлежащими государству

Согласно с п. 1 ст.

689 ГК РФ договор безвозмездного пользования предполагает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной к другой (ссудодателем к ссудополучателю), последний, в свою очередь, принимает на себя обязательство по возврату предмета соглашения в том же состоянии, в каком он был получен с учетом естественного износа. Объектом договора безвозмездного пользования может выступать имущество:

  • входящее в состав государственной казны;
  • закрепленное за унитарными предприятиями на условиях оперативного управления;
  • закрепленное за бюджетными, казенными и автономными учреждениями на условиях оперативного управления.

Вышеназванное имущество может быть передано в безвозмездное пользование на основе результатов торгов/аукционов/конкурсов, проведенных в соответствии с Правилами проведения данных мероприятий на получение права на заключение договора аренды, договора безвозмездного пользования или доверительного управления государственным имуществом, а также иных соглашений о переходе права владения или пользования государственным или муниципальным имуществом (Приказ Федеральной антимонопольной службы России №67 от 10.02.2010 г.). Ссудодателями государственного имущества являются органы управления государственным и муниципальным имуществом, органы оперативного управления унитарными предприятиями, казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Передача в безвозмездное пользование земельных участков, жилых и нежилых помещений, ценного движимого имущества, принадлежащего названным предприятиям, может быть осуществлена только с письменного согласия собственника имущества. Получить в безвозмездное пользование государственное имущество могут:

  • федеральные и региональные органы власти и управления;
  • органы местного самоуправления;
  • муниципальные учреждения;
  • некоммерческие организации любых организационно-правовых форм;
  • лица, заключившие государственное соглашение на право безвозмездного пользования имуществом по результатам проведенного аукциона (торгов, конкурса);

Важно! Срок предоставления прав на безвозмездное пользование объектов движимого или недвижимого имущества, принадлежащего государству, не может превышать срок исполнения государственного контракта.

  • иные лица, заключившие договор в порядке, предусмотренном российским законодательством.

Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, входящего в состав государственной казны, закрепленное за унитарными, автономными и бюджетными организациями

Для того, чтоб получить государственное (муниципальное) имущество в безвозмездное пользование, заинтересованное лицо должно направить в адрес органа управления данным имуществом соответствующее заявление, составленное в письменной свободной форме.

Данное заявление рассматривается главой исполнительной власти в срок до 30 дней, по истечении которых выносится решение о заключении договора безвозмездного пользования с проведением торгов, без проведения таковых либо об отказе в передаче имущества в безвозмездное пользование.

Торги проводятся в соответствии с действующим антимонопольным законодательством РФ. Без проведения торгов государственное имущество может быть передано:

  1. государственным органам и внебюджетным фондам, ЦБ РФ;
  2. муниципальным предприятиям и госучреждениям, корпорациям и компаниям;
  3. на основании международных договоров и федерального законодательства РФ;
  4. некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в РФ (профсоюзы, общественные движения и фонды, политическим партиям и другие );
  5. образовательным и медицинским учреждениям;
  6. адвокатским, нотариальным и торгово-промышленным палатам;
  7. объектам почтовой связи;
  8. взамен объекта недвижимости, в отношении которого были прекращены права пользования в связи со сносом или реконструкцией.

Основаниями для договора безвозмездного пользования государственным имуществом выступают Постановления главы исполнительной власти и итоговый протокол торгов/аукциона/конкурса.

Передача имущества, принадлежащего унитарным, бюджетным и автономным учреждениям на правах оперативного управления и хозяйственного ведения, возможна только при наличии результатов проведенных торгов, дающих право безвозмездного пользования имуществом.

В данном случае уполномоченный орган представляет экспертную оценку последствий, которые имеют место быть после передачи объекта в безвозмездное пользование.

Важно! Договор о передаче права на безвозмездное пользование имуществом не может быть осуществлен в случае, если результат экспертной оценки показал возможность ухудшения условий, указанных в договоре.

Решение о передаче или отказе в передаче прав безвозмездного пользования государственным имуществом принимается органом управления в течение 1 месяца.

Договор безвозмездного пользования помещением заключается между двумя участниками (ссудодателем и ссудополучателем) в письменной форме.

Соглашение считается заключенным при достижении соглашения по всем пунктам договора обеих сторон, после факта передачи имущества ссудополучателю по акту приема-передачи.

Ответственность ссудополучателя после получения прав на безвозмездное пользование государственным имуществом

Использование имущества, принадлежащего государству, унитарным, бюджетным и автономным учреждениям, является целевым, без возможности изменения целевого назначения.

Государственное (муниципальное) имущество, в том числе помещения и земельные участки, полученные на праве безвозмездного пользования, не могут быть переданы ссудополучателем в субаренду, внесены как залог или в качестве вклада в Уставной капитал хозяйственных обществ, а также переданы в безвозмездное пользование для коммерческих целей.

Ссудополучатель вместе с правом безвозмездного пользования имуществом приобретает обязанности по его содержанию и поддержанию в исправном состоянии, проведению текущих и капитальных видов ремонта за счет собственных средств после получения на то письменного согласия ссудодателя.

Важно! Оплата коммунальных и иных обязательных платежей является обязанностью ссудополучателя на основании отдельно заключенных договоров в соответствии с действующими тарифами.

Досрочное расторжение договора безвозмездного пользования

Ссудодатель вправе потребовать расторжения договора безвозмездного пользования в одностороннем порядке в случаях:

  • использования ссудополучателем государственного имущества не по назначению, указанному в договоре;
  • не исполнения ссудополучателем обязательств по содержанию имущества и поддержанию его в надлежащем состоянии;
  • передачи ссудополучателем имущества, полученного на праве безвозмездного пользования, третьему лицу без согласия на то ссудодателя;
  • значительного ухудшения состояния имущества вследствие пользования ссудополучателем.

В свою очередь, ссудополучатель также имеет право расторгнуть договор безвозмездного пользования в одностороннем порядке. Основанием для этого может стать:

  1. факт обнаружения недостатков, которые не позволяют использовать имущество в полной мере по назначению, и о которых ссудополучатель не был проинформирован в момент заключения договора;
  2. невозможность использования имущества, как предмета договора, по назначению в связи с возникшими обстоятельствами, за которые ссудополучатель ответственность не несет;
  3. факт наличия прав третьих лиц на данное имущество, о чем при заключении договора ссудополучатель предупрежден не был;
  4. неисполнение ссудодателем условия договора безвозмездного пользования по передаче имущества и сопутствующих документов, по акту приема-передачи ссудополучателю.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/civil/bezvozmezdnoe-polzovanie/

Признание недействительными договоров аренды и безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества

Чем отличается безвозмездное пользование от оперативного управления

Наталия Силина, адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов

Законодательство Российской Федерации предусматривает особый порядок заключения договоров аренды и безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества.

В соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, государственные или муниципальные учреждения, казённые предприятия имеют право распоряжаться имуществом, принадлежащим им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, только с согласия собственника имущества. Указанные требования предусмотрены главой 19 Гражданского кодекса РФ.

Согласно статье 17.1. Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.

2006 «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, автономным учреждениям, казённым учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законодательством.

Несмотря на требования законодательства, руководители учреждений и предприятий зачастую в нарушение законодательства заключают сделки, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества.

Как правило, такие договоры по искам собственников имущества либо прокуратуры, выступающей в защиту государственных и общественных интересов, признаются недействительными.

В качестве примера можно привести дело № А56-72464/2013, рассмотренное Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворён иск государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 606 с углублённым изучением английского языка» Пушкинского района Санкт-Петербурга к индивидуальному предпринимателю Разживиной Светлане Борисовне о признании недействительным договора аренды и обязании ответчика освободить нежилое помещение.

Суд установил, что спорное нежилое помещение относится к собственности Санкт-Петербурга и закреплено за школой на праве оперативного управления.

В силу ст. 296 ГК РФ во взаимосвязи с положениями пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.

2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях», предприятие не вправе отчуждать, в том числе сдавать в аренду или иным способом распоряжаться таким имуществом, принадлежащим ему на праве оперативного управления, без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Доказательств того, что собственник спорного помещения в лице компетентного органа давал согласие на сдачу помещения в аренду суду, не было представлено.

В связи с чем, на основании части 1 статьи 166, а также части 2 статьи 169 Гражданского кодекса РФ, договор аренды нежилого помещения был признан недействительным. Суд обязал индивидуального предпринимателя освободить нежилое помещение.

Апелляционная инстанция оставила решение без изменения.

Ещё одним примером судебной практики по подобным делам является дело № А56-55817/2014.

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил иск заместителя прокурора Санкт-Петербурга о признании недействительным пункта 4.1.

2 договора организации социального питания в учреждении Санкт-Петербурга, заключённого между Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием «Комбинат социального питания «Юность» и государственным бюджетным общеобразовательным учреждением «Начальная общеобразовательная школа», в части обязательства передать производственные, складские, служебные, бытовые помещения, залы приёма пищи.

То есть, суд установил, что договор организации социального питания содержит в себе элементы договора о предоставлении нежилого помещения в пользование. Соответственно, бюджетное учреждение в соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ не вправе распоряжаться без согласия собственника недвижимым имуществом.

Кроме того, судом установлено, что, помимо отсутствия согласия собственника, оспариваемый договор заключён также с нарушением требований статьи 17.1. Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.

2006 «О защите конкуренции», согласно которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении государственного недвижимого имущества, принадлежащего на праве оперативного управления государственным бюджетным учреждениям, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

На основании вышеизложенного, судом вынесено решение о признании недействительным пункта 4.1.2 договора в части обязательства передать производственные, складские, служебные, бытовые помещения, залы приёма пищи.

Однако в начале 2015 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес решение, которое противоречит сложившейся судебной практике по подобным спорам. Примером тому является решение суда по делу № А56-50931/2014.

А именно, заместитель прокурора Санкт-Петербурга обратился с иском о признании недействительными пункта 4.1.2 договора об организации социального питания в учреждении Санкт-Петербурга, заключённого между государственным бюджетным общеобразовательным учреждением и ЗАО «Фирма Флоридан», в части обязательства по предоставлению помещений в безвозмездное пользование.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд установил, что пункт 4.1.2. договора в редакции дополнительного соглашения изложен сторонами в следующей редакции: «обеспечить исполнителю возможность организации социального питания в соответствии с законодательством РФ, в том числе обеспечить исполнителя электроэнергией, горячей и холодной водой, отоплением.

Следовательно, пункт 4.1.2 договора не содержит положений, противоречащих действующему законодательству. В соответствии с абзацем 1 статьи 431 ГК РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нём слов и выражений.

Таким образом, применяя данную норму пункта 4.1.

2 в редакции дополнительного соглашения, суд пришёл к выводу, что заказчик обеспечивает исполнителю возможность организации социального питания, для чего исполнителю предоставляется имущество, в том числе столовая, кухня, мойка и кладовые помещения.

При этом, на каком праве предоставляется это имущество, не указано, вследствие чего исполнитель может быть только допущен в эти помещения для обеспечения процесса питания, однако не приобретает на помещения никаких прав.

На основании вышеизложенных доводов суд в иске отказал.

Последнее решение суда отличается от существовавшей ранее судебной практики по подобным спорам.

Если подобная практика будет подтверждена вышестоящими судами, то можно сказать, что у государственных и муниципальных учреждений, казённых предприятий появится возможность, не получая согласия собственника имущества, а также без проведения конкурса или аукциона, под различными предлогами фактически предоставлять в пользование государственное и муниципальное недвижимое имущество.

Несмотря на то, что такой договор не предоставляет прав на помещения, которые обычно предоставляются при заключении договоров аренды или безвозмездного пользования помещением, договор фактически предоставляет право доступа в эти помещения в связи с выполнением каких-либо работ или оказанием услуг, предусмотренных договором. Также следует отметить, что подобные договоры не содержат условий об арендной плате, что приведёт к недополучению дополнительных доходов в городской бюджет.

Источник: https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?663

Государственные услуги в Республике Татарстан. / Услуги / Закрепление муниципального имущества (строения, сооружения) на праве оперативного управления (либо безвозмездного пользования) за муниципальным учреждением в Тетюшском муниципальном районе

Чем отличается безвозмездное пользование от оперативного управления

право оперативного управления – предоставленное учреждениям и казенным предприятиям в отношении закрепленного за ними имущества право осуществлять владение, пользование этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, и, если иное не установлено законом, распоряжение этим имуществом с согласия собственника этого имущества;

безвозмездное пользование – договор, по которому одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Расчётное время:

В течение 14 рабочих дней с момента регистрации заявления.

Результат предоставления услуги:

Постановление Руководителя Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района о закреплении муниципального имущества (строения, сооружения) на праве оперативного управления (либо безвозмездного пользования) за муниципальным учреждением и договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления (либо безвозмездного пользования) за муниципальным учреждением.

Основания для отказа:

1. Имущество не является муниципальным имуществом Тетюшского муниципального района Республики Татарстан. 2. Имущество уже закреплено за другим муниципальным учреждением. 3. Несоответствие представленных документов необходимому перечню документов.

4. Исправления в подаваемых документах.

1. Получатели услуги имеют право на обжалование действий или бездействия должностных лиц Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района, участвующих в предоставлении услуги, в досудебном порядке в Исполнительном комитете Тетюшского муниципального района и в суде в порядке и сроки, установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. 2. Получатели услуги имеют право обратиться с жалобой лично или направить письменное обращение. 3. При обращении получателей услуги в письменной форме в Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней со дня регистрации письменного обращения. 4. В случае если по обращению требуется провести экспертизу, проверку или обследование, срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 30 дней по решению Руководителя Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района. О продлении срока рассмотрения обращения получатель услуги уведомляется письменно с указанием причин продления. 5. Обращение должно содержать следующую информацию: – фамилию гражданина, который подает жалобу, его место жительства или пребывания; – наименование должности, фамилии, имени и отчества должностного лица (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого обжалуется; – суть обжалуемого действия (бездействия) и причины несогласия с обжалуемым действием (бездействием); – обстоятельства, на основании которых получатель услуги считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность; – требования о признании незаконным действия (бездействия); – иные сведения, которые получатель услуги считает необходимым сообщить. 6. К обращению (жалобе) могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные в обращении (жалобе) обстоятельства. В таком случае в обращении приводится перечень прилагаемых к ней документов. 7. Если документы, имеющие существенное значение для рассмотрения обращения, отсутствуют или не приложены к обращению, решение принимается без учета доводов, в подтверждение которых документы не представлены. 8. Обращение подписывается подавшим его (ее) получателем услуги. 9. По результатам рассмотрения обращения Руководитель Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района принимает одно из следующих решений: – признает действие (бездействие) должностного лица соответствующим законодательству и настоящему Регламенту и отказывает в удовлетворении обращения; – признает действие (бездействие) должностного лица не соответствующим законодательству и настоящему Регламенту полностью или частично и принимает решение об удовлетворении обращения полностью или частично. Копия решения направляется заявителю в течение трех дней по почтовому адресу, а в случае, если жалоба представлена в виде электронного документа, по адресу электронной почты заявителя либо по почтовому адресу, указанному в электронном документе. 10. В случае удовлетворения обращения полностью или частично Руководитель Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения нарушений. 11. Обращение получателя услуги не рассматривается в следующих случаях: – отсутствия сведений об обжалуемом действии, бездействии (в чем выразилось, кем принято), о лице, обратившемся с жалобой (фамилия физического лица, его место жительства или пребывания);

– отсутствия подписи получателя услуги.

Заявитель лично, по телефону или по электронной почте обращается в Палату имущественных и земельных отношений Тетюшского муниципального района  для получения консультаций о порядке получения муниципальной услуги.

Специалистом Палаты осуществляется консультирование заявителя, в том числе по составу, форме и содержанию документации, необходимой для получения муниципальной услуги. Процедура осуществляется в день обращения заявителя.

Результат процедуры: консультации, замечания по составу, форме и содержанию представленной документации.

Приём и регистрация заявления

Заявитель (его представитель) лично на бумажном носителе, в электронном виде через Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан либо по почте почтовым отправлением подает (направляет) заявление.

Специалистом отдела информатизации и документооборота Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района, ведущим прием заявлений, осуществляется: – прием и регистрация заявлений в специальном журнале; – вручение заявителю копии заявлений с отметкой о дате приема документов, присвоенном входящем номере, дате и времени исполнения муниципальной услуги; – направление зарегистрированного заявления на рассмотрение Руководителю Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района. Процедура осуществляется в день обращения заявителя. Результат процедур: заявление, рассмотренное Руководителем Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района.

Проверка документов, подготовка проекта постановления или проекта письма об отказе

Руководитель Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района рассматривает, визирует заявление и направляет в отдел информатизации и документооборота Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района.
Результат процедур: заявление, рассмотренное Руководителем Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района.

Специалист отдела информатизации и документооборота Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района направляет в Палату зарегистрированное заявление с визой Руководителя Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района по оформлению (закреплению) муниципального имущества (строения, сооружения) на праве оперативного управления (либо безвозмездного пользования) за муниципальным учреждением.
Процедуры осуществляются в течение двух дней со дня подачи заявления.

 Специалистом Палаты осуществляется: – прием и регистрация заявления в специальном журнале; – проверка наличия документов, прилагаемых к заявлению; – подготовка проекта постановления о закреплении муниципального имущества или проекта письма об отказе в предоставлении услуги; – направление проекта постановления Руководителю Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района или проекта письма об отказе в предоставлении услуги на утверждение. Процедура осуществляется в течение пяти дней. Результат процедуры: проект постановления о закреплении муниципального имущества или проект письма об отказе в предоставлении услуги.

Зарегистрированное постановление о закреплении муниципального имущества или мотивированный отказ

Руководитель Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района подписывает постановление или письмо об отказе в предоставлении услуги и направляет в отдел информатизации и документооборота Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района.

Результат процедуры: подписанное постановление или мотивированный отказ.

Специалистом отдела информатизации и документооборота Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района осуществляется: – регистрация постановления или письма об отказе в предоставлении услуги; – направление копии постановления в Палату или письма об отказе в предоставлении услуги заявителю. Процедура осуществляется в день поступления постановления или письма об отказе в предоставлении услуги.

Результат процедуры: зарегистрированное постановление о закреплении муниципального имущества или мотивированный отказ.

Выдача документов о закреплении муниципального имущества (строения, сооружения) на праве оперативного управления (либо безвозмездного пользования)

Специалист Палаты на основании копии постановления Руководителя Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района о закреплении муниципального имущества готовит проект договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления (либо безвозмездного пользования) за муниципальным учреждением и направляет председателю Палаты на утверждение. Процедура осуществляется в течение трех дней.

Результат процедуры: проект договора о закреплении муниципального имущества.

 Председатель Палаты подписывает договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления (либо безвозмездного пользования) за муниципальным учреждением и направляет специалисту Палаты; Процедура осуществляется в течение одного дня.

Результат процедуры: подписанный договор о закреплении муниципального имущества.

Специалист Палаты выдает договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным учреждением и копию постановления Руководителя Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района о закреплении муниципального имущества (строения, сооружения) на праве оперативного управления (либо безвозмездного пользования) Заявителю. Результат процедуры: выданные документы о закреплении муниципального имущества (строения, сооружения) на праве оперативного управления (либо безвозмездного пользования) или отказ в предоставлении документов.

ПоказатьСкрыть перечень документов, требуемых от заявителя

  • Заявление
    • Оригинал, 1 шт.

    Источник: https://uslugi.tatarstan.ru/service/detail/8424

Юрист Макаров
Добавить комментарий