Как зарегистрировать партию в россии

Как создать в России легальную политическую партию

Как зарегистрировать партию в россии

Вначале «нулевых» в России были десятки зарегистрированных политических партий. Сейчас их всего семь.

Столько осталось из-за последовательного ужесточения законодательства и «запретительного» настроя Министерства юстиции и Росрегистрации.

Вначале «нулевых» в России были десятки зарегистрированных политических партий. Сейчас их всего семь.

Столько осталось из-за последовательного ужесточения законодательства и «запретительного» настроя Министерства юстиции и Росрегистрации.

Функции контроля над партиями в последнее десятилетие делили эти структуры. Принципиальных различий в их действиях политики, пытавшиеся регистрировать свои партии, не отмечают.

Парламентских партий сегодня четыре: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР. Не прошедших в Госдуму — три: «Патриоты России», «Правое дело», «Яблоко».

Единственная «медведевская либерализация» законодательства в вопросе  регистрации — партия теперь должна иметь не 50 тысяч членов по стране, а 45.

Обязательная численность региональных отделений в более чем половине субъектов РФ снижена с 500 до 450 человек.

С 2012 года в партии должны будут состоять минимум 40 тысяч человек, обязательная численность отделений в более чем половине российских регионов составит 400 человек.

Кремлевские идеологи в целом таким положением довольны: «Партийная система в России практически сложилась». Единороссы, правда, намекают, что «у нас нет достойной социал-демократической партии», но их нелюбовь к Сергею Миронову и Геннадию Зюганову не вызывает поддержку кураторов — в частности, зимой была на корню пресечена попытка противостояния ЕР и СР.

Политолог Александр Кынев рассказал «Новой», что российский опыт имеет и международный спрос: жесткий российский закон о партиях скопировали такие страны, как Казахстан, Узбекистан, Армения, Перу. Нечто подобное сейчас хотят сделать и в Египте.

Несмотря на высокие требования к созданию новых партий, многие политики безуспешно пытались регистрировать свои партии. С середины последнего десятилетия шли многочисленные скандалы и суды, связанные с отказом в регистрации.

Участники политического процесса убеждены, что для регистрации партии нужно личное одобрение Владислава Суркова.

Борис Надеждин, член политсовета «Правого дела», откровенно рассказал «Новой», что его партии в регистрации препятствия не чинили потому, что было ясно, что она создается при поддержке властей.

Между тем некоторые политики не оставляют надежду присоединиться к «лицензированной семерке».

О необходимости создавать партию говорят в «Солидарности» и «Демократическом выборе», недавно появившаяся новая либеральная группа в «Единой России» тоже может захотеть стать партией.

Конгломерат старых красно-коричневых, радикальных профсоюзников и активистов «Левого фронта» уже вовсю занят регистрацией новой партии  — «РОТ Фронт».

«Новая» разобрала способы, с помощью которых в последние годы гражданам нашей страны не давали регистрировать партии.

Партия зарегистрирована

Даже регистрация партии — это еще не окончательная победа.

Статья 27 (пункт 1«Б»)  закона о партиях требует, чтобы партия ежегодно представляла информацию о численности каждого из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, о своих структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах, а также годовой финансовый отчет.

Борис Вишневский, член бюро «Яблока», подтверждает: регулярно устраиваются проверки, постоянно запрашивается масса документов, требуют протоколы партийных собраний, все решения партии, информацию о всех расходах. Заниматься всем этим — огромная работа.

По оценкам политолога Александра Кынева, составление этой отчетности и поддержка подобной структуры требует 2—3 миллионов долларов в год. И все равно при первом желании властей «лицензию» у практически любой партии можно отобрать.

Партия не зарегистрирована

Нужно ли вовлекать своих сторонников в процедуру создания партии, будучи уверенным, что сделать сделать этого не дадут? Мнения разняться.

Аргументы за: это способ мобилизовать актив, выстроить связи между региональными группами, привлечь внимание к своему  бренду, заставить власти следовать закону.

Аргументы против: это огромная, заведомо безрезультативная работа, способная демотивировать сторонников, сбор подписей  — передача «борцам с экстремизмом» из МВД и ФСБ данных о сочувствующих людях.

Главное преимущество «лицензированной» партии — возможность выдвигать списки на выборах разных уровней. Незарегистрированные государством, левые, на выборах 2011 г.

будут стараться пристроиться к КПРФ, «Справедливой России», в меньшей степени — к «Яблоку» и «Патриотам России». Либералы — к «Яблоку», «Правому делу», в меньшей степени — к «Справедливой России».

Поэтому кого, на каких условиях, на какое место возьмут (в какой список), может стать одной из главных интриг предстоящих выборов.

Источник: https://www.novayagazeta.ru/politics/2927.html

Особенности государственной регистрации и деятельности политических партий

Как зарегистрировать партию в россии

Согласно статье 16 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.

2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Федеральным законом «О политических партиях» специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений.

Федеральным законом «О политических партиях» (пункт 2 статьи 3) определены требования, предъявляемые к политической партии для ее государственной регистрации, в том числе численность, которая с 4 апреля 2012 года должна составлять – не менее 500 членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 23 Федерального закона «О политических партиях».

Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях. Политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии.

Для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, в Минюст России представляются следующие документы (статья 16 Федерального закона «О политических партиях»):

а) заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов;

б) устав политической партии в трех экземплярах, два из которых сброшюрованы, пронумерованы, заверены уполномоченными лицами политической партии, а также текст устава в машиночитаемом виде;

в) программа политической партии заверенная уполномоченными лицами политической партии, а также текст программы в машиночитаемом виде;

г) заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о создании региональных отделений политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах ания;

д) документ об уплате государственной пошлины; 

е) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией;

ж) экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии;

з) заверенные уполномоченными лицами региональных отделений политической партии копии протоколов проведенных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях по состоянию на день заверения документов, предусмотренных настоящим пунктом, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии.

Для регионального отделения политической партии:

заявление, подписанное уполномоченным лицом политической партии, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и контактных телефонов;

копия решения учредительного съезда политической партии о создании региональных (территориальных) отделений политической партии либо копия решения уполномоченного органа политической партии о создании региональных (территориальных) отделений политической партии;

заверенная уполномоченными лицами политической партии копия документа о государственной регистрации политической партии;

заверенные уполномоченными лицами политической партии копии устава и программы политической партии;

заверенная уполномоченными лицами регионального отделения политической партии копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии с указанием численности членов политической

партии в ее региональном отделении, а также места нахождения руководящих органов регионального отделения политической партии;

документ об уплате государственной пошлины;

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии, по которому осуществляется связь с региональным отделением политической партии (указываются в соответствующей графе заявления);

список членов регионального отделения политической партии.

Пунктом 5 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях» предусмотрена обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений информировать Минюст России или его территориальные органы об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в Минюст России или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.

Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается Минюстом России его территориальным органом не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения указанных документов в том же порядке, что и решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

Формы и образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии, утверждены:

– приказ Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»;

Источник: https://minjust.ru/ru/node/202387

Как зарегистрировать политическую партию: пошаговая инструкция

Как зарегистрировать партию в россии

|Статьи|Регистрация отдельных видов ЮЛ|Как зарегистрировать политическую партию: пошаговая инструкция

Ваши вопросы по теме: 3

Политическая партия — это общественная организация, которая служит опорой кандидатам в президенты и депутаты федерального, регионального и муниципального уровней. Часто партия обладает большими, чем у других организаций, возможностями влиять на народное мнение.

В пошаговой инструкции Правовой центр «Аспект» расскажет о юридическом статусе политической партии в 2018-м году, о том как и в какие сроки зарегистрировать партию, какие документы и куда понадобится предоставить.

1. Какой правовой статус у политической партии?

Конституция 1993-го года в противоположность действовавшим 70 лет нормам объявила Российскую Федерацию многопартийным государством, в котором запрещены только те общественные объединения, чьи действия направлены на нарушение законодательства и опасны для жизни других людей. Политическая партия является представительной формой участия граждан в управлении страной.

1.1. Политической партии разрешено:

  • участвовать в руководстве страной, отдельными федеративными субъектами и муниципальными образованиями через избранных депутатов;
  • посещать один раз в год пленарные заседания законодательных органов при отсутствии в них избранных представителей партии;
  • предлагать членов партии или саму партию в качестве кандидатов на выборах всех уровней;
  • самостоятельно определять способы достижения народной лояльности и получения власти;
  • организовывать мероприятия по повышению политической грамотности людей;
  • использовать собственные средства массовой информации;
  • собирать и распространять мнения граждан по всем общественным вопросам;
  • защищать членов партии в суде, прокуратуре и других организациях;
  • заниматься коммерческой деятельностью, не противоречащей целям партии;
  • объединяться с российскими и зарубежными общественными организациями.

Отличием политической партии от коммерческой организации является отсутствие обязательственных связей: члены партии не выплачивают долги партии, а все переданные партии денежные средства и имущество становятся собственностью партии. Также политическая партия не может быть признана банкротом.

1.2. Политическая партия должна действовать на следующих условиях:

  • иметь отделения в 43-х и более регионах Российской Федерации с общим количеством членов партии не менее 500 человек, совершеннолетних и имеющих российское гражданство (ранее требовалось 50 тысяч членов);
  • публиковать в открытом доступе свои устав и программу;
  • обеспечивать разнородность списка кандидатов в депутаты по профессиональному, гендерному и национальному признаку;
  • разрешать присутствие представителей органов власти на открытых партийных мероприятиях.

Эти требования направлены на сохранение максимальной прозрачности политической деятельности общественного объединения и обеспечение свободного доступа всех желающих к вступлению в партию. К хозяйственным обществам подобных требований не предъявляется.

1.2. Политическая партия должна действовать на следующих условиях:

  • иметь отделения в 43-х и более регионах Российской Федерации с общим количеством членов партии не менее 500 человек, совершеннолетних и имеющих российское гражданство (ранее требовалось 50 тысяч членов);
  • публиковать в открытом доступе свои устав и программу;
  • обеспечивать разнородность списка кандидатов в депутаты по профессиональному, гендерному и национальному признаку;
  • разрешать присутствие представителей органов власти на открытых партийных мероприятиях.

Эти требования направлены на сохранение максимальной прозрачности политической деятельности общественного объединения и обеспечение свободного доступа всех желающих к вступлению в партию. К хозяйственным обществам подобных требований не предъявляется.

1.3. Политической партии запрещено:

  • размещать руководство и подразделения за пределами России;
  • проводить несогласованные публичные мероприятия, в том числе связанные с выборами;
  • заставлять людей вступать в партию;
  • принимать в партию граждан, уже состоящих в другой партии.

Есть и общий запрет на нарушение российских законов и чужих конституционных прав и свобод.

Правовой статус политической партии является подчеркнуто демократическим и позволяет участвовать в государственном управлении представителям максимально популярных мировоззрений. Лидирующим по результатам выборов партиям предоставляется государственная финансовая поддержка, а также создаются условия для освещения их деятельности в средствах массовой информации.

2. Какие понадобятся документы?

Для регистрации политической партии требуется расширенный по сравнению с регистрацией других юридических лиц перечень документов.

2.1. К стандартным документам относятся:

  • заявление по форме № Р11001, в котором указываются паспортные и контактные данные заявителей, а также адрес, по которому осуществляется связь с партией;
  • устав политической партии, оформленный в соответствии с повышенными требованиями: один распечатанный экземпляр и два сшитых и пронумерованных экземпляра (обычно на место скрепления наклеивается бумага с указанием количества листов в документе, подписью заявителя и печатью партии);
  • решение учредительного съезда о создании партии, подтвержденное протоколом с указанием всех делегатов из 43-х регионов (не менее двух делегатов из каждого) и распределения (достаточно 50%+1);
  • платежное поручение об оплате государственной пошлины в размере 3500 рублей (и по 3500 рублей за каждое региональное отделение).

Устав — ключевой документ для регистрации политической партии. Он должен быть принят большинством при наличии кворума, т.е. в присутствии делегатов из 43-х и более регионов. Устав должен раскрывать следующие вопросы:

  • цель создания и предмет деятельности;
  • правовой статус членов партии, основания вступления в партию и исключения из нее, ведение статистики о членстве;
  • структуру управления партией и ее региональными отделениями, в том числе по финансовым вопросам;
  • способы участия в государственном управлении;
  • наименование и местонахождение партии. К названию партии предъявляются следующие требования: оно не должно иметь сходства с уже использованными кем-то названиями, включая имена собственные и не должно быть оскорбительным для кого-либо; в отличие от других юридических лиц партия может использовать в своем наименовании отсылку к Российской Федерации.

2.2. К специфическим документам, представляемым на регистрацию политической партии, относятся:

  • программа политической партии, в которой указываются ее цели и задачи, принципы и методы функционирования;
  • газета, распространяемая на всей территории России, с объявлением о проведении учредительного съезда (обычно в этих целях используется «Российская газета», потому что в ней публикации бесплатные, но есть и минус — подавать туда объявления необходимо минимум за полтора месяца до съезда, включая 2 недели на публикацию и обязательное предупреждение за месяц);
  • протоколы собраний 43-х и более региональных отделений с указанием количества членов партии.

2.3. Регистрация партии может быть приостановлена на срок до 3 месяцев по причине несоответствия представленных документов законодательным требованиям. При устранении причин в более быстрый срок регистрационный процесс возобновляется.

Причины отказа в регистрации стандартные:

  • потенциальное нарушение конституционного, гражданского (в том числе права на интеллектуальную собственность), административного или уголовного законодательства (отдельно выделен экстремизм);
  • предоставление документов не в полном объеме, с опозданием и/или с нарушением порядка оформления (последнее не касается содержания политической программы).

Даты всех документов должны соответствовать датам, указанным в других подаваемых документах.

3. Когда и куда обращаться для регистрации партии?

В отличие от других юридических лиц регистрация политической партии носит не разрешительный, а уведомительный характер, т.е. партия начинает свое существование с того момента, когда было принято решение о ее создании.

К моменту принятия такого решения должно быть набрано необходимое количество сторонников (от двух и более кандидатов в члены партии в 43-х и более регионах, общим количеством не менее 500 человек).

Одновременно или сразу после принятия решения о создании партии должны быть решены вопросы:

  • о содержании устава и политической программы;
  • об образовании регулирующих, исполнительных и контролирующих органов партии.

Решение об учреждении партии принимается на съезде, организуемом специальным комитетом из 10 человек. Поскольку проведение собраний без оповещения органов власти карается административными штрафами от 10 тысяч рублей по ст. 20.

2 КоАП РФ, необходимо известить о будущем учредительном съезде министерство юстиции. Извещение направляется с расчетом доставки не позднее чем за 10 календарных дней до съезда, но не ранее чем за 15 календарных дней.

Адрес министерства юстиции в Москве: улица Житная, дом 14, для почтовых отправлений указывается индекс 119991, городская служебная почта № 1. К извещению прилагаются:

  • паспортные и контактные данные 10 членов, организующих учредительный съезд;
  • протокол собрания комитета с определением границ ответственности его членов и порядка решения финансовых вопросов.

В течение месяца после получения министерством юстиции извещения комитет обязан опубликовать соответствующее объявление в «Российской газете», а по желанию и в дополнительных средствах массовой информации (предпочтение отдается печатным изданиям).

В инспекцию федеральной налоговой службы документы для регистрации политической партии подаются через министерство юстиции в течение полугода с момента принятия решения об учреждении.

Министерство юстиции принимает решение о государственной регистрации политической партии и передает документы в налоговую. Сроки совершения ИФНС регистрационных действий стандартные: 5 рабочих дней для постановки на учет и 1 рабочий день для извещения министерства юстиции.

Министерство, в свою очередь, извещает организационный комитет партии в трехдневный срок.

В течение двух недель после получения в Министерстве юстиции выписки о государственной регистрации политическая партия должна направить в «Российскую газету» информацию о своих целях и принципах деятельности. Эта информация публикуется бесплатно также в течение двух недель.

4. Как работают региональные отделения?

Регистрация региональных отделений политической партии является обязательной, при недостаточности количества отделений спустя полгода после регистрации партия подлежит исключению из единого государственного реестра и расформированию. В одном субъекте Российской Федерации может быть только одно региональное отделение, название которого будет отражать его территориальную принадлежность, но количество местных и первичных отделений не ограничено.

Для регистрации отделения необходимо обратиться в региональное управление министерства юстиции со следующими документами:

  • соответствующее заявление с указанием паспортных и контактных данных подписавших его граждан;
  • копия решения о создании территориального отделения;
  • копия выписки из ЕГРЮЛ в отношении партии;
  • копии устава и политической программы;
  • копия протокола партийного собрания с указанием количества членов партии в регионе с приложением списка и адресом органов управления;
  • квитанция об оплате государственной пошлины в размере 3500 рублей.

Все копии должны быть заверены руководящими лицами партии: либо словами «Копия верна» с датой и подписью на каждой странице, либо в сшитом виде с единой надписью поверх шва.

Основания для отказа в регистрации отделений повторяют основания для отказа в регистрации самой партии.

Руководящие органы региональных отделений, как и всей партии, избираются тайным анием. Порядок взаимодействия органов управления и решения финансовых вопросов определяется уставом.

Основные нормативные документы:

  • Конституция Российской Федерации, принята всенародным анием 12.12.1993;

Источник: http://pcaspekt.ru/kak-zaregistrirovat-politicheskuyu-partiyu-poshagovaya-instruktsiya/

Заявки на создание партий на фоне затишья. Что за ними стоит?

Как зарегистрировать партию в россии

Казахстанский эколог Мэлс Елеусизов, глава экосоюза «Табигат», заявил на минувшей неделе в Алматы, что создает партию «зеленых». 68-летний Елеусизов призвал казахстанцев объединяться и вместе бороться за сохранение экологической среды.

Это не первое заявление о создании партийной организации, прозвучавшее из уст Елеусизова, который дважды баллотировался на президентский пост и проигрывал действующему президенту Нурсултану Назарбаеву (в 2005 году эколог набрал, по официальным данным, 0,28 процента .

В 2011 году получил 1,15 процента, причем свой голос он отдал за Назарбаева). О планах трансформации экосоюза в партию Мэлс Елеусизов говорил в 2015 году.

Но тогда, по словам Елеусизова, построить партию не получилось, потому что гражданское общество и гражданское самосознание были на зачаточном уровне, а сейчас ситуация изменилась.

Мэлс Елеусизов, председатель экосоюза «Табигат».

Параллельно с Елеусизовым о планах создать партию заявила жительница Алматы Санавар Закирова.

Какого-то политического бэкграунда у предпринимательницы Закировой нет — она не была замечена в общественно-политической жизни страны.

В марте женщина планирует созвать учредительный съезд для регистрации партии под названием «Наше право». Говорит, что решила идти в политику, потому что столкнулась с «беззаконием» и хочет защищать права:

— Я дала себе слово, что если по ныне действующим законам не смогу добиться справедливости, то создам партию и поменяю эти законы. Я знаю много людей, у которых на руках явно незаконные решения судов. Я просто хочу справедливости.

Закирова опубликовала в социальной сети пункты «программы». Там, среди прочего, значатся смена президентской формы правления на парламентскую, реформа полиции, судов, прокуратуры, а также поддержка социально уязвимых групп.

Закирова уверяет, что в последнее время активно призывает граждан в соцсетях и на улицах участвовать в учредительном съезде, и утверждает, что пока с какими-либо препонами или давлением со стороны властей не сталкивалась.

Жительница Алматы Санавар Закирова, объявившая о создании партии «Наше право».

На просьбу Азаттыка прокомментировать скептические отзывы в Сети на инициативу создать партию и предположения о том, что за организацией могут стоять люди из власти, Санавар Закирова заявляет: «Всем критикующим я задавала вопрос: а вы сами лично пробовали подавать заявку на регистрацию партии? Они тут же замолкают».

РЕАКЦИЯ НА ИНИЦИАТИВЫ

Информация о созыве съезда партии «Наше право» опубликована в государственной газете «Егемен Казахстан». Политолог Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», отмечает, что размещение объявления на страницах официального издания «наводит на мысль, что это один из проектов властей перед проведением будущих парламентских и местных выборов».

«Можно предположить, что эту партию создают под эгидой какой-либо из групп влияния для того, чтобы в обозримом будущем институционализировать представительство интересов ведущих групп и перевести их соперничество в русло межпартийной конкуренции.

Другой вариант, что речь идет об инициативе отдельных граждан, которые получили “добро” на проведение съезда. В текущих условиях проявлений недовольства и протеста в обществе людям могут просто дать, что называется, “выпустить пар”.

Однако потом им могут просто отказать в регистрации», — поделился мнением в ’е Андрей Чеботарев.

Оппозиционный политик Владимир Козлов реагирует на инициативу Санавар Закировой фразой режиссера Станиславского «Не верю!».

Козлов с 2005 по 2012 год — до тюремного заключения после Жанаозенских событий (его приговорили к семи с половиной годам по обвинению в «разжигании социальной розни») — безуспешно пытался зарегистрировать партию «Алга», которую поддерживал опальный банкир и критик Акорды Мухтар Аблязов. В декабре 2012 года суд назвал «Алгу» экстремистской и запретил ее деятельность на территории Казахстана.

На конференции незарегистрированной оппозиционной партии «Алга» по инициированию референдума с требованием отставки президента Казахстана (партия была запрещена судом в 2012 году). Алматы, 25 сентября 2010 года.

— Ни о какой деятельности оппозиционной властям партии в условиях сегодняшнего Казахстана речи быть не может. Это или наивность, или постановка.

Регистрация партии — это тяжкая процедура, на любой стадии которой могут сфальсифицировать что-то, чтобы потом не дать зарегистрироваться.

Взять хотя бы то, что нужно собрать тысячу человек со всех регионов в одном помещении, не говоря уже о финансировании, — считает Козлов.

Политик и экономист Петр Своик, участвовавший в деятельности не одной политической организации, считает, что шансы зарегистрировать партию в Казахстане есть только при одном условии.

— Собрать тысячу реальных людей для учредительного собрания осуществимо исключительно при наличии административного ресурса. Партию можно зарегистрировать, если на это есть прямое указание и поддержка. Иначе никак не получится. Власти сейчас никакие новые партии не нужны, — комментирует Своик.

По мнению Петра Своика, нынешний трехпартийный парламент «полностью подконтрольный», «какой-то другой партии там не требуется».

ТРИ В МАЖИЛИСЕ. ОСТАЛЬНЫЕ НЕ ПРЕОДОЛЕЛИ БАРЬЕР

После провозглашения независимости в Казахстане объявили курс на политический плюрализм и многопартийность. В 1990-е в стране появились различные общественные объединения, были созданы партии. Позже ряд партий прекратили деятельность. Некоторые партии объединились с другими.

Например, Гражданская партия и партия старшей дочери президента Дариги Назарбаев «Асар» в 2006 году влились в президентский «Отан» (переименованный впоследствии в «Нур Отан»).

Другие партии не смогли пройти обязательную перерегистрацию после изменения законодательства (по закону для регистрации партии в ее составе должно быть не менее 40 тысяч членов, представляющих ее филиалы и представительства во всех областях, городах республиканского значения и столице).

Третьи, как, к примеру, созданная опальным экс-премьером Акежаном Кажегельдиным РНПК или партия «Азамат», канули в Лету. Четвертые запрещены по решению суда: оппозиционная Коммунистическая партия ликвидирована судом, незарегистрированная партия «Алга» признана «экстремистской».

Дарига Назарбаева, старшая дочь президента Казахстана, выступает на съезде партии «Асар» (эта партия была объединена в 2006 году с президентским «Отаном»). Алматы, ноябрь 2005 года.

Попытки построить новые партии в последнее время не были успешными. Активист из Астаны Сырым Абдрахманов объявлял в прошлом году о создании партии «Алаш», однако организация не прошла регистрацию. Сам Абдрахманов с декабря находится в СИЗО, его обвиняют в «оскорблении представителя власти» и «применении насилия в отношении представителя власти».

Сейчас на партийном поле Казахстана доминирует одна партия — «Нур Отан», возглавляемая президентом.

«Дорогая наша партия!»

В парламенте страны заседают представители трех партий: кроме президентской, в мажилисе присутствуют провластные «Ак жол» и Коммунистическая народная партия. По законодательству Казахстана, партии, прошедшие по итогам выборов в парламент, получают государственное финансирование, бюджетные средства распределяются между партиями пропорционально полученным голосам избирателей.

Официально в Казахстане зарегистрированы шесть политических партий.

Партии «Бирлик», «Ауыл» и позиционирующая себя оппозиционной Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП) не смогли набрать достаточное количество , чтобы пройти в мажилис. Об их деятельности в последние годы почти ничего не слышно.

«Нур Отан», согласно данным Центризбиркома, на парламентских выборах получал не менее 80 процентов . В публикации на сайте парламента Казахстана говорится, что высокие показатели поддержки партии власти являются «показателем единства казахстанского народа» и «ресурсом доверия» главе государства.

Власти считают доминирование одной партии в политическом пространстве страны нормальной практикой.

«Опыт Сингапура, Швеции, Индии, послевоенной Японии демонстрирует, что, несмотря на наличие многопартийности, продолжительное время правящей была одна партия», говорится в сообщении на парламентском сайте.

Источник: https://rus.azattyq.org/a/kazakhstan-political-parties-new-initiatives/29780677.html

Юрист Макаров
Добавить комментарий