Кто не может выступать государственным заказчиком

Правомочия субъектов государственно-закупочных правоотношений

Кто не может выступать государственным заказчиком

Глава 2. Правовое регулирование организации и осуществления государственных закупок

2.1. Правомочия субъектов государственно-закупочных правоотношений

Субъектами отношений, регулируемых законодательством о госзаказе, выступают:

1) заказчики;

2) участники размещения заказов — лица, претендующие на заключение контракта или договора.

Закон № 44-ФЗ делит всех заказчиков по госзаказу на две категории:

1) государственных заказчиков;

2) иных заказчиков.

К примеру, у органов исполнительной власти, наделенных функциями уполномоченных органов, могут возникать собственные потребности в товарах, работах, услугах. В правоотношениях, связанных с проведением конкурсов и аукционов, такие органы исполнительной власти участвуют в статусе госзаказчиков, а не уполномоченных органов.

Выступать госзаказчиками помимо государственных органов вправе органы управления государственными внебюджетными фондами ПФР, ФСР, ФФОМС, положения о которых утверждены в установленном порядке.

Между тем указанные внебюджетные фонды, созданные в форме учреждений, сами наделены рядом публичных полномочий, не являясь государственным органом, они в известной степени осуществляют публичные функции и в этом смысле могут быть приравнены к статусу государственного органа власти[1].

В общем случае государственные органы, выступающие от имени Российской Федерации в гражданском обороте, в отсутствие законодательно закрепленной компетенции или прямого указания на возможность заключения от имени государства какого-либо договора не вправе вступать в те или иные правоотношения по своему усмотрению[2].

Иными заказчиками признаются лишь бюджетные учреждения, отличные от казенных, размещающие заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения для нужд соответствующего бюджетного учреждения[3].

Государственными учреждениями, согласно ст. 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»[4], признаются учреждения, созданные РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием. Федеральным законом вводятся следующие три типа учреждений: казенные, автономные, бюджетные.

В Письме Минэкономразвития России от 10.12.2010 № № Д22-2214, Д22-2211[5] разъяснено, что автономные учреждения не являются государственными или муниципальными заказчиками, так как не отнесены Бюджетным кодексом РФ[6] к получателям бюджетных средств.

Они вправе не размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ. Эта категория заказчиков наделена правом заключения гражданско-правовых договоров от имени самого бюджетного учреждения.

Нужды бюджетных учреждений не являются государственными нуждами. Так, ФАС Западно-Сибирского округа при рассмотрении кассационной жалобы Управления ФАС по Омской области на решение от 11.12.

2007 Арбитражного суда Омской области по делу № А46-11274/2007[7] пришел к выводу, что приобретение товаров за счет внебюджетных источников финансирования деятельности учреждения, без привлечения бюджетного финансирования, осуществляется учреждением самостоятельно, в том числе с возможностью увеличения цены контракта по результатам торгов.

При приобретении товаров за счет внебюджетных источников финансирования деятельности учреждения не происходит расходования бюджетных средств, права и законные интересы РФ не нарушаются[8].

Закон о госзакупках не включает в состав государственных заказчиков любые хозяйственные общества, даже если доля соответствующего публично-правового образования в их уставном капитале равна ста процентам. Однако это не означает отсутствие особого нормативного регулирования закупок в таких организациях.

Как правило, крупные хозяйственные общества с государственным участием разрабатывают собственные положения о размещении заказов[9]. Как показала практика, применение «своих» нормативных актов о закупках в указанных организациях не всегда позволяет обеспечить надлежащий уровень прозрачности этих закупок[10].

Поскольку унитарные предприятия все-таки являются коммерческими организациями, они не признаются получателями бюджетных средств и не подпадают под понятие государственного заказчика, установленное Законом № 44-ФЗ. Поэтому применять данный Закон государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия не обязаны.

Такие разъяснения были приведены, в частности, в Письме Минэкономразвития России от 22.11.2011 № Д28-600[11]. Однако далее в том же Письме Департамент развития федеральной контрактной системы подчеркнул, что есть и другой нормативный документ — Закон о закупках, которым обязаны руководствоваться, в частности, ГУП начиная с 1 января 2012 г.

В обязательном порядке все МУП должны будут применять данный Закон только с 1 января 2014 г.

Все юридические лица, на которых распространяется действие законодательства о госзакупках (в том числе унитарные предприятия), обязаны закупать любые товары с учетом его положений независимо от того, закупаются ли такие товары для собственного потребления или для их дальнейшей перепродажи населению. Кроме того законодательство о госзакупках устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить собственное положение о закупках — документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика[12].

Закон о госзакупках не содержит запрета на участие аффилированных лиц в размещении заказа.

Впервые в отечественном законодательстве предусмотрено создание заказчиком специальных структурных подразделений — контрактных служб.

В их полномочия включена подготовка плана обеспечения государственных и муниципальных нужд, разработку плана-графика осуществления закупок, подготовку документации о закупках, заключении и исполнении контракта[13]. Эти люди будут отвечать за весь цикл, главное — за полученный результат.

Их деятельность будет жестко проверяться, именно они первыми в организации в случае выявления нарушений несут дисциплинарную и административную ответственность, их имена заносятся в реестр недобросовестных заказчиков. Они несут реальную персональную ответственность[14].

Как уже отмечалось ранее, существенным отличием Закона № 44-ФЗ от Закона от госзакупках стало внедрение правил прогнозирования и планирования закупок.

Впервые установлено правило, по которому государственные заказчики обязаны обосновывать все свои закупки ссылками на долгосрочные планы развития Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований[15].

Макроэкономические показатели при трансакционном планировании рассчитываются на завершающем этапе, на основе заключенных долговременных соглашений и контрактов[16].

Федеральные органы власти обязаны ежегодно формировать и утверждать годовые планы-графики размещения заказов на закупки продукции для государственных нужд. Однако ряд заказчиков (Росавиация, Росжелдор и др.) этого не делают, что не позволяет участникам размещения заказов планировать свою работу по поставкам товаров (работ, услуг) для государственных нужд[17].

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932[18] Правительство РФ будет дополнительно устанавливать:

— порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг;

— требования к форме такого плана.

При формировании государственного заказа следует учитывать реальные потребности госучреждения[19]. Государственные заказчики для организации реализации мероприятий долгосрочных целевых программ, в т.ч.

предусматривающих поставку товаров для федеральных государственных нужд, должны заключать государственные контракты под объемы финансирования, предусмотренные законом о бюджете уже в начале соответствующего финансового года, предусматривая, в частности, и оплату за поставленные товары[20].

Закупочная деятельность выделена законодателем отдельно в главе 2 Закона № 44-ФЗ, которая включает в себя следующие стадии:

— планирование закупок;

— осуществление закупок;

— исполнение контракта[21].

Самой начальной стадией является планирование, которое осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения:

— планов закупок;

— планов-графиков (ч. 5.1 ст. 16).

Планы закупок формируются заказчиками при этом, как и план-график, должны соответствовать федеральному закону о бюджете.

План закупок, как и план-график, должен соответствовать федеральному закону о бюджете. Законодатель стремится к тому, чтобы каждая покупка, осуществляемая заказчиком, носила плановый характер. При этом устанавливаются случаи, когда план закупок может быть изменен. Например, в случаях изменения закона о бюджете, финансирования заказчика и при иных обстоятельствах.

План закупок является основным документом. В нем должны содержаться ответы на следующие вопросы: что приобретается; с какой целью; в какой промежуток времени осуществляется покупка; какие денежные суммы готов выделить заказчик, чтобы приобрести предмет договора; зачем это приобретается?[22]

Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг госнужд на финансовый год и являются основаниями для осуществления закупок. Они формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием его характеристик; количество поставляемого товара, планируемые сроки (периодичность) поставки товара, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком; способ определения поставщика; срок (дата начала) процедуры закупки и др. План-график разрабатывается на 1 год.

Отметим, что положения о планах закупок и планах-графиках вступают в силу с 1 января 2015 года.

Законом № 44-ФЗ введена новелла о нормировании в сфере закупок. Под нормированием понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов.

Цель данной нормы состоит в попытке избежать приобретения избыточных товаров, то есть приобретения товаров в количестве, превышающем потребности заказчика. Нарушение требований о нормировании будет восприниматься как приобретение предметов роскоши, которые будут определяться в соответствии с законодательством РФ.

Данный шаг носит своевременный характер в связи со скандалами, связанными с приобретением ректорами государственных вузов дорогостоящих автомобилей[23].

В соответствии с положениями ст. 72 БК РФ государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, когда предметами контракта являются поставки товаров в соответствии с государственной программой вооружения. Финансирование расходов по контрактам осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до учреждения.

Источник: https://barton.ru/arhiv-novostej/pravomochiya-subektov-goszakupok/

Отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ

Кто не может выступать государственным заказчиком

Не так давно в государственных закупках участвовал в основном крупный бизнес, но сегодня все чаще представители малого и среднего предпринимательства (МСП) принимают участие в тендерах, подписывают выгодные контракты, что дает им возможность расти и развиваться. Несмотря на то, что государство старается максимально упростить процедуру закупок, сегодня она остается достаточно сложной. Это часто отпугивает предпринимателей. Сложности возникают уже на этапе выбора тендера. Чем же отличаются закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ?

Регулирование процедуры закупки

Между 44-ФЗ и 223-ФЗ часто возникает путаница.

Несмотря на то, что оба этих закона описывают процедуру закупок, они имеют важное принципиальное отличие – первый регламентирует закупки, которые совершают бюджетные организации, второй – компании, в которых доля государственного участия 50% и более. Есть и другие отличия, которые должны знать участники закупок.

Заказчики и поставщики

В закупках по 44-ФЗ заказчиком могут выступать бюджетные, государственные или муниципальные организации. Поставщиком может быть, как юридическое лицо, так и физическое или частный предприниматель.

В закупках по 223-ФЗ организатором торгов выступает компания, в которой государству принадлежит доля 50% и больше. Это может бюджетная компания, которая организовывает торги за собственные средства (не выделенные из бюджета).

Также в соответствии с этим законом закупки организовывают компании, которые работают с ресурсами, контролируемыми государством или же субъекты естественных монополий.

Участником тендеров по 223-ФЗ могут выступать индивидуальные предприниматели или юридические лица.

Формы закупок

В соответствии с 44-ФЗ заказчик может организовывать закупки посредством конкурсов (закрытого или открытого типа, с ограниченным участием, двухэтапного участия, закрытого двухэтапного участия, закрытого с ограниченным участием), электронного аукциона, запроса предложений и запроса котировок. Допускается заключение контракта с единственным поставщиком, но использование данной практики ограниченно, так как такая закупка считается неконкурентной.

В соответствии с 223-ФЗ используется лишь два способа закупок, которые считаются обязательными – конкурс или аукцион. Заказчик самостоятельно выбирает, какой из этих вариантов для него более подходящий. В законе нет ограничений на неконкурентные закупки, они могут использоваться при условии обоснования причины выбора.

Гарантии выполнения обязательств

Закон 44-ФЗ предусматривает обязательное предоставление обеспечения выполнения обязательств по контракту, без него договор не может быть заключен.

При сумме контракта более 50 млн рублей необходимо обеспечение в размере 30-50% от суммы контракта. Если речь идет о договоре на меньшую сумму, то исполнитель должен предоставить обеспечение в размере 5-30%.

В качестве обеспечения может выступать гарантия, либо денежные средства, перечисленные на счет заказчика.

Закон 223-ФЗ не прописывает четких требований к гарантиям обеспечения обязательств. Заказчик принимает самостоятельно решение о размере обеспечения, которое будет покрывать риски срыва исполнения договора.

Отмена контракта и внесение в него изменений

В нормах 44-ФЗ сказано, что расторгнуть договор можно в соответствии с условиями, которые прописаны в конкурсной документации, составленной заказчиком. Существенные изменения в контракт не могут быть внесены.

В нормах 223-ФЗ прописано, что заказчик имеет право вносить любые изменения в условия контракта. Но при условии, что такая возможность указана в положении о закупке.

Антидемпинговые меры

Статья 49 44-ФЗ регламентирует обязательное использование при закупках антидемпинговых мер.

В законе 223-ФЗ не указана необходимость применения антидемпинговых мер. Но при необходимости заказчик может самостоятельно их применить.

Обжалование действий заказчика

В соответствии с 44-ФЗ исполнитель может подать жалобу на действия заказчика в Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС). Не позже, чем через два дня после получения, жалобу публикуют на сайте госзакупок (zakupki.gov.ru). Сотрудники ФАС рассматривают ее и принимают решение в течение пяти рабочих дней.

В соответствии с 223-ФЗ порядок рассмотрения жалобы прописывается в договоре.

Закупки по 44-ФЗ проводятся строго на определенных торговых площадках, которые подразумевают бесплатную регистрацию и участие. Торги по 223-ФЗ могут проводиться на любой электронной площадке без ограничений, в том числе платной.

Информацию по всем проводимым закупкам можно посмотреть на сайте «ТАСС-Бизнес» (tassbiz.ru).

Источник: https://tassbiz.ru/help/otlichie-44-fz-ot-223-fz/

Государственный заказчик в соответствии с положениями Федерального закона “О контрактной системе”

Кто не может выступать государственным заказчиком

Государственный заказчик – это то юридическое лицо, ради обеспечения нужд которого была создана и постоянно изменяется существующая в настоящее время контрактная система.

Кто является государственным заказчиком и на основании каких нормативных актов они функционируют?

Понятие и нормативная основа действий государственного заказчика

Основное регулирование действий, которые могут осуществляться различного рода заказчиками при осуществлении государственных и муниципальных закупок, происходит с помощью Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В том случае, если заказчик имеет не только бюджетное финансирование, но и дополнительные источники доходов, но в качестве создателя выступает государство, то его функционирование в части осуществления госзакупок будет осуществляться также и на основании Федерального закона №223-ФЗ.

Под государственным заказчиком следует понимать такой орган, который выступает в качестве юридического лица, отстаивающего интересы всей Российской Федерации или конкретного региона, а также получил в момент своего образования полномочия принимать различные бюджетные обязательства и проводить за счет таковых закупки, направленные на удовлетворение собственных нужд, а также нужд представляемого уровня государства.

К числу государственных заказчиков в настоящее время относятся:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • государственные органы, а также органы государственной власти;
  • органы управления внебюджетными фондами;
  • казенные учреждения федерального подчинения;
  • бюджетные учреждения;
  • унитарные предприятия за исключением тех предприятий, которые были созданы для обеспечения правопорядка и безопасности граждан Российской Федерации, а также защиты интересов самого государства;
  • государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос».

Данное определение государственного заказчика прямо сформулировано законодателем в рамках пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О контрактной системе».

Типы заказчиков и их права в сфере госзакупок

В качестве основных видов государственных заказчиков следует выделить:

  • образовательные учреждения различных видов образования;
  • медицинские учреждения, в том числе предоставляющие услуги санаторно-курортного пребывания;
  • государственные органы обеспечения занятости населения;
  • государственные органы, осуществляющие обеспечение безопасности граждан Российской Федерации и защиту интересов самого государства и т. д.

Для первых двух типов заказчиков характерно получение финансирования не только из государственного бюджета различных уровней, но также и за счет оказания различного рода платных услуг населению, например, дополнительные платные занятия, которые осуществляются в образовательных учреждениях различного уровня образования.

Остальные же государственные заказчики имеют только бюджетное финансирование, в результате чего могут осуществлять свою деятельность только на основании Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе».

К числу основных прав и полномочий любого государственного заказчика относятся:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • возможность осуществления планирования потенциально проводимой закупочной деятельности на основании имеющихся нужд, а также на основании полученного объема государственных бюджетных обязательств, которые и означают выделение финансирования;
  • проведение различного рода закупочных процедур исходя из установленных ранее потребностей конкретного заказчика, в том числе с собственным обоснованием того или иного вида выбранной процедуры;
  • заключение контракта, который может быть подписан только по итогам проведенной закупочной процедуры;
  • проведение внутренних проверок функционирования созданной внутри организации контрактной системы, а также выступление в качестве инициатора внешней аудиторской проверки в случае, если у самого государственного заказчика возникает вопрос о верном соблюдении тех или иных норм действующего законодательства в сфере закупок.

Для государственного заказчика, кроме прав и полномочий в сфере закупок, законодатель предусмотрел также и целый ряд специальных обязанностей, которые сформулированы исходя из серьезной ответственности относительно расходования бюджетных средств. К числу основных особенностей относятся:

  • регулярное соблюдение установленных законом сроков относительно проводимых процедур осуществления различного рода государственных и муниципальных закупок, в том числе в части размещения всей необходимой информации в ЕИС;
  • составление отчетности, которая предусмотрена действующим законодательством, и направление ее для проверки в уполномоченные контролирующие органы, в том числе для принятия решения о необходимости проведения срочного мониторинга относительно сложившейся ситуации в рамках функционирования контрактной системы конкретного государственного или муниципального заказчика;
  • предоставление отчетов о механизмах и путях расходования тех средств, которые были получены не только из государственного бюджета, но и из сторонних источников доходов, если такое дополнительное финансирование предусмотрено действующим законодательством в отношении конкретного типа государственных заказчиков;
  • участие в проводимых исследованиях относительно правильной и грамотной реализации основных функций существующей контрактной системы, если такие исследования направлены на улучшение функционирования такой системы, а также играют роль маяков относительно существующих проблем, что в последующем повлечет изменение действующих норм права.

В том случае, если государственный заказчик не выполняет свои обязательства, то он сам как юридическое лицо, а также его должностные лица, ответственные за осуществление такой деятельности, могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с той или иной статьей Кодекса об административных правонарушениях.

Плюсы и минусы работы с государственными заказчиками

В существующей контрактной системе (или системе государственных закупок) существует два ключевых звена – государственный заказчик (законодатель позволяет называть его просто заказчиком) и исполнитель.

Если для государственного заказчика участие в созданной контрактной системе является обязательным, то исполнитель вправе выбрать, принимать участие в ней или нет.

Для того чтобы принять окончательное решение, следует взвесить все существующие положительные и отрицательные стороны. Так, к плюсам работы с государственными заказчиками следует отнести:

  • стабильность взаимодействия, так как осуществление оплаты по исполненным контрактам происходит на основании выделенных бюджетных средств (в том случае, если контракт исполнен без нарушения действующих норм права и сроков);
  • возможность принимать участие одновременно в нескольких закупках;
  • получение хорошей бизнес-репутации для тех случаев, когда речь идет о регулярном выполнении взятых на себя обязательств без каких-либо нарушений;
  • получение различного рода преференций и льгот, а также субсидий, которые государство предусматривает для участников государственных закупок, если таковые исполняют взятые на себя обязательства добросовестно.

Среди минусов взаимодействия с государственными заказчиками следует рассматривать:

  • необходимость иметь достаточно большой объем средств на счетах юридического лица, которые при необходимости можно вывести из оборота на длительный срок, особенно для тех случаев, когда речь идет об участии в электронных торговых процедурах, в которых необходимо для участия вносить средства в качестве обеспечения заявки, а также предоставлять гарантию заказчику своей добросовестности в виде внесения обеспечения исполнения контракта, которое не будет возвращено до момента, пока контракт не будет полностью исполнен, а его результаты приняты;
  • возможность включения в Реестр недобросовестных поставщиков, если будут установлены случаи нарушения сроков или условий исполнения контракта по причинам, которые напрямую зависят от исполнителя, но он не уведомил об этом заказчика заранее;
  • риск больших финансовых потерь из-за применения различного рода антидемпинговых мер, если такое применение предусмотрено законом;
  • ограничение возможностей принимать участие в различных закупочных процедурах по причинам установления заказчиком перечня категорий юридических лиц, которые могут принимать участие в тех или иных закупках (например, некоторые закупки проводятся для поддержки только субъектов малого предпринимательства, а остальные юридические лица не имеют права подавать заявки на участие в таких закупочных процедурах).

Перечисленные положительные и отрицательные стороны не являются исчерпывающим перечнем и в каждом конкретном случае исполнителю следует самостоятельно принимать решение о необходимости и возможности участия в тех или иных закупочных процедурах.

Государственный заказчик – это ключевое звено созданной в России системы госзакупок.

Для того чтобы эта система работала максимально прозрачно, государственному заказчику даны достаточно широкие права и полномочия в сфере осуществления закупок в своих интересах, но также на них наложены достаточно серьезные обязанности, неисполнение которых влечет наложение существенных мер административной ответственности.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/goszakazcik.html

Кто может выступать в роли государственного заказчика

Кто не может выступать государственным заказчиком

Кто является заказчиком по 44 ФЗ и 223 ФЗ как правильно определить по какому Федеральному закону проводить закупку. Государственный заказчик по 44-ФЗ: понятие, виды, права и полномочия, обязанности в сфере госзакупок, плюсы и минусы работы с государственными заказчиками.

Государственный заказчик

Государственным заказчиком является ЮЛ, которое действует в интересах РФ и ее субъектов, принимает к исполнению бюджетные обязательства от лица РФ и проводит закупки. Госзаказчиком может быть госорган, государственное казенное учреждение, орган госвласти, а также орган, осуществляющий управленческую деятельность внебюджетным фондом.

Муниципальный заказчик

Муниципальным заказчиком является ЮЛ, которое принимает к исполнению бюджетные обязательства и проводит закупочную деятельность с соблюдением интересов конкретного муниципалитета. К муниципальным заказчикам относятся муниципальные орган или казенное учреждение.

Бюджетные учреждения

Бюджетное учреждение может являться заказчиком при проведении закупочных мероприятий, если не наблюдается противоречий с законом о ФКС (ФЗ “О контрактной системе…” (ч. 1 ст. 15)). Согласно 44-ФЗ в роли заказчика не будет выступать то бюджетное учреждение, которое:

  1. Разработало до начала календарного года Положение о закупке по ФЗ №223-ФЗ, утвердило и выложило его в единую информационную систему.
  2. Планирует осуществлять закупочную деятельность на собственные доходы или полученные гранты.
  3. По контракту является исполнителем.

Юр. лица инвестируемые из бюджета

Другие ЮЛ, не принадлежащие к муниципальным или госучреждениям, при их инвестировании из бюджета.

Унитарные предприятия

Унитарные предприятия муниципального или государственного уровней и автономные учреждения, если они инвестируют принадлежащие государству или муниципалитетам объекты.

Госзаказчики с точки зрения 44-ФЗ

Нормативный документ, к которому можно обратиться за определением, кто такой государственный заказчик — это 44 ФЗ. Он закрепил правовой статус и роль госзаказчика в контрактной системе и возложил на него основные функции по обеспечению закупочной деятельности в масштабе всей страны.

В п. 5 ст. 3 44-ФЗ указано, что государственный заказчик — это орган, который действует от имени Российской Федерации или субъекта РФ и наделен полномочиями принимать бюджетные обязательства и проводить закупки. Закон позволяет называть его коротко — заказчик.

Одновременно этот термин употребляется и в отношении других учреждений и предприятий, которым специально посвящена 15-я статья контрактного закона. Важно не путать одних с другими.

Ключевое, что нужно понимать, — госзаказчики расходуют деньги из бюджета и проводят закупки только по 44 ФЗ.

Кто является госзаказчиком

Итак, по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать:

  • госорган (в том числе орган госвласти);
  • орган управления внебюджетным фондом;
  • казённое учреждение;
  • бюджетное учреждение;
  • корпорация «Росатом»;
  • корпорация «Роскосмос».

Также закон обязывает муниципальных заказчиков проводить закупки по 44-ФЗ. Сюда относятся муниципальный орган или казённое учреждение, у которого есть бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством, и которые действуют от имени муниципального образования.

Обязанности госзаказчиков

Поскольку такие организации получают бюджетные деньги, они распоряжаются ими строго при наличии обоснований для каждого действия, а документы, в которых отражаются планируемые затраты, согласовывают с финансовыми органами.

Так, они обязаны подробно планировать все госзакупки. При этом план закупок утверждается государственным или муниципальным заказчиком по формам, установленным правительством. Это нужно сделать в течение десяти рабочих дней после получения информации о том, сколько денег выделено им из соответствующих бюджетов.

Также они должны документально отчитываться о своей работе. Итогом их деятельности является госконтракт. Государственный контракт — это договор заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации для обеспечения нужд государства (п. 8 ст. 3 44-ФЗ).

А вся информация, касающаяся госзакупок, публикуется в Единой информационной системе в оговоренные законом сроки. Ответственность за это также несет госзаказчик.

В качестве основных видов государственных заказчиков следует выделить:

  • образовательные учреждения различных видов образования;
  • медицинские учреждения, в том числе предоставляющие услуги санаторно-курортного пребывания;
  • государственные органы обеспечения занятости населения;
  • государственные органы, осуществляющие обеспечение безопасности граждан Российской Федерации и защиту интересов самого государства и т. д.

Для первых двух типов заказчиков характерно получение финансирования не только из государственного бюджета различных уровней, но также и за счет оказания различного рода платных услуг населению, например, дополнительные платные занятия, которые осуществляются в образовательных учреждениях различного уровня образования.

Остальные же государственные заказчики имеют только бюджетное финансирование, в результате чего могут осуществлять свою деятельность только на основании Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе».

К числу основных прав и полномочий любого государственного заказчика относятся:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • возможность осуществления планирования потенциально проводимой закупочной деятельности на основании имеющихся нужд, а также на основании полученного объема государственных бюджетных обязательств, которые и означают выделение финансирования;
  • проведение различного рода закупочных процедур исходя из установленных ранее потребностей конкретного заказчика, в том числе с собственным обоснованием того или иного вида выбранной процедуры;
  • заключение контракта, который может быть подписан только по итогам проведенной закупочной процедуры;
  • проведение внутренних проверок функционирования созданной внутри организации контрактной системы, а также выступление в качестве инициатора внешней аудиторской проверки в случае, если у самого государственного заказчика возникает вопрос о верном соблюдении тех или иных норм действующего законодательства в сфере закупок.

Для государственного заказчика, кроме прав и полномочий в сфере закупок, законодатель предусмотрел также и целый ряд специальных обязанностей, которые сформулированы исходя из серьезной ответственности относительно расходования бюджетных средств. К числу основных особенностей относятся:

  • регулярное соблюдение установленных законом сроков относительно проводимых процедур осуществления различного рода государственных и муниципальных закупок, в том числе в части размещения всей необходимой информации в ЕИС;
  • составление отчетности, которая предусмотрена действующим законодательством, и направление ее для проверки в уполномоченные контролирующие органы, в том числе для принятия решения о необходимости проведения срочного мониторинга относительно сложившейся ситуации в рамках функционирования контрактной системы конкретного государственного или муниципального заказчика;
  • предоставление отчетов о механизмах и путях расходования тех средств, которые были получены не только из государственного бюджета, но и из сторонних источников доходов, если такое дополнительное финансирование предусмотрено действующим законодательством в отношении конкретного типа государственных заказчиков;
  • участие в проводимых исследованиях относительно правильной и грамотной реализации основных функций существующей контрактной системы, если такие исследования направлены на улучшение функционирования такой системы, а также играют роль маяков относительно существующих проблем, что в последующем повлечет изменение действующих норм права.

В том случае, если государственный заказчик не выполняет свои обязательства, то он сам как юридическое лицо, а также его должностные лица, ответственные за осуществление такой деятельности, могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с той или иной статьей Кодекса об административных правонарушениях.

Вопросы и ответы

Использованные источники информации.

  • http://good-tender.ru/poleznye-stati/238-zakazchik-po-44-fz-i-223-fz
  • https://goscontract.info/shkola-goszakupok/kto-takie-gosudarstvennye-zakazchiki
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/goszakazcik.html

Источник: https://intercom-realty.ru/kto-mojet-vystupat-v-roli-gosudarstvennogo-zakazchika.html

Закон № 223-ФЗ: заказчики и виды процедур

Кто не может выступать государственным заказчиком

Для участников госзакупок очень важны правила игры, определяемые Законом № 223-ФЗ. В этой статье речь пойдет о видах конкурсных процедур, заказчиках и нововведениях, вступающих в силу с 1.01.2016 г.

Эта статья станет началом серии публикаций, в которых будет рассказано о порядке проведения закупок в соответствии с Законом № 223. Сегодня речь пойдет о видах конкурсных процедур, заказчиках, а также нововведениях, которые вступят в силу с начала 2016 г.

Кто в соответствии с Законом № 223 может быть заказчиком?

По Закону № 223, заказчиками могут выступать:

  • государственные корпорации, например, ГК «Росатом»;
  • государственные компании, например, ОАО «Ростелеком»;
  • естественные монополии, к примеру, ОАО «РЖД»;
  • муниципальные и государственные унитарные предприятия, например, «Московский Информационно-аналитический Центр»;
  • предприятия жилищно-коммунального комплекса, которые регулируются государством, к примеру, «Самаратрансгаз»;
  • автономные учреждения, например, ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 2»;
  • компании, уставный капитал которых более чем на 50% принадлежит государству, например, ОАО «ВТБ» и его дочерние фирмы (ОАО «Банк Москвы» и другие);
  • бюджетные учреждения и организации, участвующие в закупках в качестве поставщика, либо заказчики, покупающие товары (услуги, работы) на гранты, субсидии и самостоятельно заработанные деньги (к примеру, БУ «Институт Эпидемиологии»).

Свои закупки заказчики публикуют на сайте zakupki.gov.ru, а проводиться они могут на любой из площадок. Поскольку Законом № 223 количество площадок пока не ограничено, их уже более 150. Для отслеживания закупок удобно использовать поисковые сервисы или ресурс zakupki.gov.ru.

Важно: при закупах на сумму менее 100 тысяч рублей (для крупных компаний – до 500 тысяч рублей) обязательной публикации на zakupki.gov.ru не требуется. Зачастую такие закупки размещают на сайте заказчика.

Какими документами регламентируются закупки?

Закупки регламентируются ГК РФ (ст. 447-449), Законами № 135 (статья 17) и № 223, а также положениями о закупках каждого заказчика. Базовым документом является положение о закупках отдельного заказчика, где указываются:

  • условия проведения процедур (неторговых и торговых);
  • перечень товаров, закупаемых только каким-то определенным способом;
  • способы проведения закупок;
  • регламент заключения, внесения изменений и исполнения контрактов;
  • требования, предъявляемые к обеспечению контракта;
  • порядок подготовки и проведения процедур;
  • иные параметры закупок.

Перечень процедур, которые может проводить заказчик

Организациям предоставлено право закупки товаров (услуг, работ) любыми способами, которые прописаны в их положениях. Процедуры могут быть двух видов.

  1. Торговые. Они являются обязательными, поэтому должны быть прописаны заказчиком в его положении о закупках. К их числу относятся закрытые, открытые, двухэтапные конкурсы и конкурсы с предварительной квалификацией, а также закрытые, открытые и электронные аукционы.
  2. Неторговые. При их проведении заказчиком могут быть использованы известные процедуры или описаны свои. Это может быть:
  • прямая закупка (закупка у одного поставщика);
  • открытый либо закрытый запрос предложений;
  • открытый либо закрытый запрос цен;
  • иной способ размещения (неконкурентные закупки, котировочная сессия, конкурентные переговоры).

При проведении большей части закупок применяются иные способы. Второе место занимают закупки у одного поставщика. Однако постепенно заказчики отдают предпочтение конкурентным процедурам, когда за контракт борются несколько поставщиков.

При проведении конкурса либо аукциона к обязанностям заказчика относятся процедуры по заключению контракта с победителем. В других случаях он имеет право отказаться от подписания договора с победителем, не объясняя причин. Он не обязан обосновывать конкретную закупку и начальную цену контракта. Также в любой момент заказчик может отменить закупку.

Какие изменения коснутся поставщиков с начала 2016 года?

С начала 2016 года произойдут следующие изменения.

  • Возрастут объемы закупок для предприятий среднего и малого и бизнеса. Это произойдет в связи с тем, что заказчики, имеющие выручку более 2 млрд. рублей, будут обязаны осуществлять не менее 18% своих закупок у субъектов среднего и малого предпринимательства.
  • Расширится перечень закупок, проводимых в электронной форме. Этот перечень детализируют, и он будет соответствовать действующему ОКПД (общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности).
  • Введут в действие новую форму декларации для СМСП.

Ряд поставщиков считает, что по Закону № 223 работать с заказчиками проще. Действительно, в положениях этого Закона предусмотрено следующее:

  • закупаемый товар может быть описан любым способом (с указанием конкретной марки, без эквивалентов);
  • заказчик может не требовать обеспечения контракта;
  • для поставщиков можно не предусматривать штрафные санкции;
  • условия контракта могут быть изменены (например, продлены сроки его исполнения).

Изучайте закупки по Закону № 223 в своем регионе. Быть может, среди них вы найдете интересные и рентабельные.

Теги: 223-ФЗ, госзакупки, закупки, участие в тендере, участие в торгах,

Количество просмотров: 2590

:

Источник: https://fksrf.pro/info/107.html

Юрист Макаров
Добавить комментарий